30..31 октября 2011
 
50-летний юбилей Кузькиной матери навёл на мысль проехаться в музей РВСН, созданный на базе последней на Украине шахтно-пусковой установки ракеты РС-22А (по классификации НАТО: SS-24 Scalpel), кои в количестве неописуемом дислоцировались в полях Кировоградской области.
 
Музей-то и создан был в некотором роде случайно, точно также случайно он может быть пропит признан нецелесообразным и ликвидирован.
 
На месте мне повезло вписаться в несколько необычную экскурсию в компании с полковником французской армии, и по совместительству — советником Президента Украины _grin
 
Баллистическая ракета средней дальности Р-12 (SS-4 Sandal) больше напоминает элемент детской площадки, чем грозное оружие:
 

 
Однако, это самая массовая ракета средней дальности, принятая на вооружение. Спроектирована в КБ «Южное» под руководством М.К.Янгеля, изготавливалась заводом «Южмаш» в Днепропетровске. Способна донести идеи мира и созидания в количестве, эквивалентном миллиону тонн тротила, на расстояние 2000 км с точностью ±1 км.
 
"Предыдущая" ракета Р-5М (конструкции Вернера фон Брауна тов. Королёва) использовала в качестве окислителя жидкий кислород, поэтому в заправленном состоянии могла находиться на боевом дежурстве около 20 минут. У Р-12 этот показатель был на уровне 30 суток, так что она ещё и первая, которая на самом деле дежурила.
 
Именно эти ракеты в количестве 36 штук внезапно оказались на Кубе (Карибский кризис 1962 года).
 
Модификация именно этой ракеты с 1962 года выводила в космос спутники серии «Космос» — 165 пусков, из которых 143 успешных.
 
За все годы в Днепропетровске, Омске, Перми и Оренбурге было изготовлено 2300 ракет Р-12; они находились в эксплуатации почти 30 лет и были сняты с боевого дежурства только в соответствии с договором РМСД в 1989 г. Ракета Р-12 была использована в качестве носителя для отработки советских средств преодоления ПРО по трассе Капустин Яр — Балхаш. Ракеты запускались после 25-летнего пребывания на боевом дежурстве. Было произведено 100 пусков — и ни одного аварийного.
 
Если бы сейчас автомобили делали, как тогда ракеты..
 
А вот этот экспонат даже намёка на игрушечность не оставляет:
 

 
Ракетный комплекс Р-36М2 «Воевода» (15П018М) четвертого поколения с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М (SS-18 Satan).
 
Стартовая масса ракеты — 211 тонн, из которых 8.8 т полезной нагрузки. Приблизительно треть от этого приходится на долю очень полезной нагрузки в виде 10 боевых блоков мощностью по 500-750 килотонн, завёрнутых в тяжелобронированный корпус с применением обеднённого урана. Остальное — средства преодоления противоракетной обороны противника (имитаторы боевых блоков, куча фольги, шарики-проволочки, аэрозоли, и т.п.) Апогей траектории полёта — порядка 1000 км, и до самого входа в атмосферу десять "настоящих" ББ путешествуют в облаке ложных целей, растянутом на сотни километров. То есть, куда стрелять, кого сбивать, совершенно непонятно. После входа в атмосферу, когда большая часть ложных целей отваливает или сгорает, полезной нагрузке до встречи с целью остаётся лететь порядка минуты, и в мире пока нет даже идей, как это хозяйство за оставшееся время можно остановить.
 
Носовая часть:
 

 
Левее подставки видны буквы 15С173 — это сборочный блок боевой ступени, без крышки выглядит примерно так:
 


фото с сайта kapyar.ru

Вид сзади, двигатели закрыты поддоном холодного старта:
 

 
Зелёная хрень по центру — пороховой аккумулятор давления, энергия которого выбрасывает 200-тонное чудовище из ШПУ, после чего поддон отделяется пружинными толкателями:
 

 
и уводится в сторону пороховым двигателем (зелёная хрень поменьше на поддоне).
 
Четыре жидкостных двигателя первой ступени традиционно работают на несимметричном диметилгидразине («гептил») и азотной кислоте. Умели создавать коктейли _wink
 

 
Одно из четырёх обтюраторных колец, защищающих корпус при выходе из пускового контейнера. Потом детонируют разрывные болты, и пружинная система сбрасывает кольца:
 

 
Защитное покрытие корпуса:
 

 
Тормозное сопло второй ступени:
 

 
По информации сотрудников музея (бывших ракетчиков _wink ) на сегодняшний день около 60 таких ракет находятся вне Украины. Какие-то несут боевое дежурство, какие-то используются, как ракеты-носители в программе «Днепр» по выводу на околоземную орбиту всяких полезностей:
 
17 августа 2011 года в 11:12:20 по московскому времени  (07:12:20 UTC)  в рамках программы «Днепр» с пусковой базы «Ясный» (Оренбургская область, РФ) стартовала ракета РС-20 с восьмью полезными нагрузками на борту.
 
(c) kosmotras.ru

Сколько килотонн содержится в каждой полезной нагрузке, на сайте не сообщается _wink
 
Теперь от ракеты пройдёмте к шахте _smile
 
Правда, шахта от совсем другого девайса — РС-22 (SS-24 Scalpel), но этих ракет нам не показывают — видимо, распил поглотил их вся.
 
Пусковая установка находится в многоуровневом кольце всевозможных проволочных заграждений, сейсмо-, радио-, сенсорных, и фиг знает ещё каких датчиков.
 

 
Караульное помещение с пулемётным гнездом хотя и находится внутри периметра, но не имеет там дверей:
 

 
Выйти можно только по подземному переходу наружу периметра через вот такой лючок:
 

 
Защитная крышка шахты весит 120 тонн, и в случае шухера умеет подниматься за 8 секунд.
 

 
Чтобы из музейной шахты втихаря не шмальнули, она до половины залита бетоном:
 

 
Транспортный контейнер головной части ракеты:
 

 
Машинки для перевозки головной части (на базе МАЗ-537 и МАЗ-543):
 

 
525 лошадиных сил (всего при 2000 об/мин) позволяли разгонять 90-тонный автопоезд до 50 км/ч за 100 секунд.
 
Топливозаправщик, видимо, самая стрёмная из всех машинок, ведь тот самый НДМГ (гептил) сам по себе чуть ли не боевое отравляющее вещество — он впятеро токсичнее синильной кислоты, при этом запах начинает ощущаться при 50-кратном превышении ПДК.
 

 
Для перевозки основной тушки усилий одного тягача было недостаточно, и сзади в прицеп упирался ещё и толкач. А сам прицеп ещё и 5-киловаттные электромоторы имел на колёсных тележках:
 

 
Автопоезд с «Сатаной» весил 260 тонн, поэтому в Кировоградской области такие хорошие дороги на бетонных подушках _wink
 
Немного внутренностей:
 


 
На одометрах более 20 тыс. км пробега, представляете, как всё это хозяйство копошилось в эпоху развитого социализма?
 
Таблички на память:
 

 
Ну, и завершающий аккорд — Унифицированный командный пункт.
 
Представляет собой стальной цилиндр трёхметрового диаметра, подвешенный на амортизирующих опорах в бетонной шахте. Глубина шахты — 45 метров, диаметр — 6 метров. Высота цилиндра — 33 метра, вес — 120 тонн. Имеет 9 отсеков, из них один жилой и один боевой. Оснащён системами жизнеобеспечения на 45 суток автономного существования трёх человек. Связан с холодильным центром и бытовыми помещениями подземным тоннелем.
 
А вы думали, "подводная лодка в степях Украины" это детский вымысел? _wink
 
Это всё, что есть снаружи:
 

 
УКВ-антенна для связи в мирное время. Сколько тысяч км бронированных кабелей тянулось под землёй от каждого подобного КП в сторону Москвы выяснить не удалось — все они оттрассированы, демонтированы, порубаны на куски, и пропиты.
 

 
Климатическая установка. И грела, и охлаждала, и намораживала айсберги льда для автономного существования КП. Всё работает, посетителям разрешается включать _wink
 

 
Потерна к шахте КП:
 

 
Калитка в шахту. Вес не помню, порядка 10 тонн:
 

 
Клавиатура для ввода логина и пароля _wink
 

 
"Вы успешно вошли в систему" _smile
 

 
Господа экскурсанты ступают на крышу автономного блока КП:
 

 
Вот так он висит на амортизаторах:
 

 
Лесенка на случай, если лифт поломается. Видны носилки для подъёма пострадавшего, и механическая лебёдка:
 

 
Из шахты поднимается лифт:
 

 
..и мы опускаемся на уровень 11-го (предпоследнего) отсека. Места крайне мало, чтобы составить впечатление об интерьере нужен какой-то мега-широкоугольный объектив.
 

 
Пульт управления стартом:
 

 
Убрали крышку, а там — клавиатура.. и на ней уже можно было копи-пастить! Изготовлена в 1979 году.
 

 
Та Самая Кнопка. Совсем не красная _smile Чтобы "произвести пуск" нужно было синхронно повернуть два ключа и нажать на две такие кнопки, смонтированные на двух различных рабочих местах.
 

 
Правда, вся система должна ещё находиться в боевом режиме, о чём оповещала таки красная лампочка на этом табло (указатели 1..10 по кругу это ракеты, которыми управлял данный КП):
 

 
Лампочка управлялась, естественно, только из Москвы, и за всю историю включалась трижды: Карибский кризис, Чехословакия, и сбой в системе, когда советские детекторы приняли атмосферные блики за пуски ядерных ракет.
 
Ещё немного лампочек и кнопочек:
 

 
..и потерна на выход. После подъёма в тесном лифте, разумеется _smile
 

 
12-й отсек (жилой) можно посмотреть отдельно в здании музея:
 

 
Оказывается, "микроволновая бытовая печь" в конце 70-х уже вовсю существовала _grin
 
В залах музея довольно много интересных ништяков — вот, например, форма одежды заправщика:
 

 
На улице валяется выставлена на обозрение крылатая ракета X-22 с ядрёной боеголовкой:
 

 
И ещё много разных экспонатов, имеющих (и не очень) отношение к теме Стратегических ракетных войск — приезжайте потрогать _wink
 
Переночевать можно на базе отдыха «Дубровка», там шикарная территория, неплохие нумера и приятная кухня:
 

 
Прогуляться к речке тоже можно _wink
 

 
..и побегать по окрестным полям, где произрастают диковинные сельскохозяйственные культуры:
 


 
..и улыбаются специальные первомайские смайлики:
 

 

Все слайды на Фотобукете.
тррр-тррр-тррр
Вход
Логин

Пароль

Запомнить меня



[Регистрация] [Склероз]
Надписи на заборе
Чтобы писать на заборе, необходимо залогиниться.
Морько вот нашли:
 
Доброе утро _wink
 
Морько где-то наверное есть, может когда-то заедем. А в нашей деревне встречают вот так:
 
Как там морько, Средиземное? bath
Автосалон Рено недавно опубликовал фотки ваших поездок с чемоданом на крыше )) www.facebook.com
Скорее всего, он в основном на соседской базе живёт, ибо нам этот домик сдавал на несколько дней целиком:
 

 
Электричества в доме точно не было, только печка, но, по-моему, без дров.
А что егерь, живёт там на Обиточной? wikimapia.org
Реклама в сегодняшнем поезде:
 
На маяке люди есть,переправляются на катере.
Ого.. А как же бабуля, что на маяке живёт?.. или уже не живёт?
Сегодня созвонился с местными из Приморска и появилась информация:
- на Обиточную попасть можно,только на КПП со шлагбаумом надо будет дать некоторых денех...
- на мыс Дзендзик к маякам попасть можно только на катере или вплавь.Больше года назад появилась промоина шириной 20 м.Сейчас она около 60-70 м с большой глубиной и течением.
 
  Предлагаю ехать в первой половине декабря (раньше у меня не получится).
А йа — в гостинице газовщиков _grin
 
Ночевал в палатке с биотермическим подогревом от опавших листьев Hhh   _grin
Рыгистрация открыта-пишие желаемые даты:
1.йа-йа.
2.
А это вот кончик Обиточной _tongue
 
Тут вам передеют превед с кончика Пердянской косы _wink
 
Кста,мы сегодня исчо придумали поездКУ на две косы - Обиточную и Пердянскую.Принимаюцца заявки на победу.Хотим исполнить до Нового Года.Нашего.Не китайского.До дветысячи18-го.
До 1 января...
До 08-00...
До лицо-салат....
До-ре-ми-фасоль...
Соя,спаржа,жожоба...
Бля,оттащите меня от клавиатуры!!!!!
А каков габарит привносимых пельменёв?
Торжественно сварить один пельмень, а основные с собой привносить?  _grin
Кароч,нужны участники,вода,соль,пели-мени,хинкали,кони-яки,пепси-колы и прочая поеб@нь...