Ирдыньские болота
6..8 июля 2012
 
Давным давно тому назад Днепр в окрестностях нынешнего города Черкассы (точнее, около села Сокирно) разделялся на два рукава, оставляя внутри себя полумифический остров Русь (или Рось), который простирался «на три дня пути» где-то до Чигирина, где Днепр вновь сходился в единое русло.
 
Остров неоднократно упоминается арабскими историками VII—X веков н.э., и из их повествований следует, что древняя Русь (уж простите за каламбур) представляла собой кость в горле естественную страну-крепость, со всех сторон окружённую водой, и населённую крайне суровой народностью тюркского происхождения численностью порядка 100 000 единиц. И всё это не то, чтобы в центре славянских земель, но всё таки 150 км от Руси до Киева сопоставимо с размером самой Руси.
 
Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям.

И они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море, нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества.

Это было для ленивых, а тру-барвiнковцам рекомендую приобщиться к первоисточникам.

Около тысячи лет назад что-то случилось, и южное русло Днепра иссякло и заболотилось, оставив потомкам несколько речек-переплюек (Тясмин, Ирдынка) и, вероятно, крупнейшее на Украине Ирдыньское болото, благоухающее между Смелой с юга, и Будищами с севера.
 
Наши читатели наверняка знают, что мем «лес это лёгкие планеты» верен лишь на ограниченной области определения, а именно — когда лес растёт на болоте. Ну, или болото немедленно-быстро образуется на месте леса. В других случаях объём выдохнутого фотосинтезом кислорода практически равен оному объёму, вдохнутому впоследствии разлагающими органические останки этого леса бактериями. А вот если умершее дерево/травинка/ботвинка упала в воду, то там особо некому их есть, и травинка постепенно трансглюкируется в торф, а если повезёт — то и в каменный уголь.
 
Теперь (занудно-учительским тоном) и где у нас, на Украине, самое место подышать кислородом? _wink
 
Примерную территорию Руси я не единожды объезжал на машине, велосипеде, мотоцикле, а вот непосредственно на болотах очутился всего единожды, года три назад, проехавшись по классическому паркету Черкассы, Оршанец, Васильевская гать, Ирдынь.. Вот с тех самых пор и затаилось где-то унутре желание (а) пройтись; (б) неспешно; (в) с клобаской и прочим мини-баром.
 
Карта местности. Трек нарисован руками по памяти, жопс с собой я не брал.
 
Логистика оказалась предельно простой: звонок в четверг по телефону (0472) 32-12-28 (Авто-Экспресс), и в пятницу в 07 утра мы с баночкой джин-тоника размещаемся в салоне белого фольксмобиля с госномером 0007.. Пять с половиной часов поездки, затем полчасика пешей прогулки по Черкассам от площади Дружбы Народов до ж/д вокзала упёрлись в вот прям сейчас отправляющийся автобус в Смелу. Точнее, до грёбаной зашифрованной станции им.Т.Шевченко, но благодаря помощи клуба и Яндекс-расписанию пусть секретчики упхнутся _grin
 
Если автобус въезжает в Смелу по «основной» трассе Н-16, то всё идеально, и выходить нужно у заправки WOG на въезде в город. Если же автобус пойдёт бубенями через Ирдыновку, как в моём случае, то в Смелу он въедет по улице Свердлова, что несколько восточнее желаемого места. В этом случае выходить нужно на перекрёстке Свердлова с улицей-переулком Сенатора (фамилие такой), и пройтись полтора км по этому Сенатору (переходящему в ул. 9 Января) в западном направлении до вышеозначенной заправки WOG.
 
На заправке есть всё необходимое — вода, кофе, пиво, сникерсы, а для более обстоятельных товарищей в 500 метрах к северу по трассе расположился полноформатный гандель с шашелем, альтанками, и видом на Юрову гору.
 
Наш маршрут начинается прямо от заправки грунтовой дорогой, которая через несколько сот метров приводит к роднику и там заканчивается, уступая место вот этому:
 

 
На часах 15:00, но в тоннеле фотику не хватает света, и многие снимки мажутся..
 
Тропа идёт непосредственно у воды, в каждое открывающееся среди зарослей окно хочется втыкать подолгу.. и что самое приятное — втыкать можно совершенно невозбранно, да ещё и прихлёбывая из фляжки _wink
 
Местами встречаются скопления нор болотных вуглускров:
 

 

 
И отдельные следы их жизнедеятельности:
 

 
Вуклускры из отряда крылатых тоже времени зря не теряют — у них здесь тир, похоже:
 

 

 
После останков Ивановой дамбы (по которой когда-то проходила дорога в Белозерье) наша тропа становится всё менее плюшевой, во многих местах перекрыта буреломом, где-то подтоплена, где-то крапивой заросла в рост человека.
 

 
Первые попытки осушить Ирдыньское болото относят к 1911 году, когда помещица Балашева и граф Бобрынский попытались отодвинуть границы своих владений вглубь девственной чащи. Было вырыто около 20 км дренажных каналов, но потом то ли что-то у них не сложилось, то ли просто надоело.
 
Всерьёз за болото взялись в 20-30х годах, когда красным остро понадобилось топливо. В 1930 году по решению Наркомзема был основан посёлок Ирдынь, вокруг засуетились сначала Павки Корчагины с голыми руками, а через несколько лет и техника подтянулась.
 
Господствовавшие здесь дикие кабаны и волки были изрядно рассеяны и оттеснены в непролазные дебри, но и сейчас недостатка в кабаньих раскопах на дороге не ощущается _wink
 
Вольчьих следов тоже довольно много, но все они спокойные — никто ни за кем не бегал, по дороге просто гуляли.
 
По мере приближения к дамбе, ограничивающей с юга поля торфоразработок, дорога превращалась в откровенно труднопроходимую, передвижение только траверсом крутого склона, на все деньги заваленного буреломом. Местами подлазить, местами перелазить, без трекинговых палок это было бы насилием над организмом _wink
 
Вот тут я дамбу попытался сфоткать, вывесившись со склона на лиане:
 

 
И всё, вскоре за дамбой резко началась лужеобильная, но пузотёркопроезжаемая дорога вдоль речки, которую убрали в дренажный канал:
 

 

 
Должен сказать, что дело шло к сумеркам, а мест под палатку встречалось не очень.. Ну, то есть между Юровой горой и дамбой их не было вообще, а сейчас хоть своротки к реке встречаться начали. В одном из них мы и расположились на троих — с господами Ханки и Банистером, в окружении феерических спиралек Раптор _grin
 
Утром.. ша, вы не поверите — в ПоЛшЕсТОГО изниоткуда стали выпадать рыбаки, одна из их машин материализовалась в непосредственной близости от отдыхающего Йа:
 

 
Я не уверен, что именно я произносил в это время суток, но рыбаки объяснили, что аккурат вот здесь находится мостик через канал к «настоящей» реке, где у них назначено с рыбой.
 

 
Я тоже перешёл по этому мостику, может ихняя рыба с собой подружку-русалку захватила? _grin
 
Торфяная дорога сначала одиноко, затем в паре с узкоколейкой ведёт вдоль умопомрачительных заводей, густонаселённых всевозможными пернатыми леталками.
 

 

 

 
Обочины дороги щедро украшены декоративной растительностью:
 

 
Проезжающие мимо рыбаки на колясычах оставляют за собой апокалиптическое облако красно-коричневой торфяной пыли.. Хотелось запечатлеть, но пожалел фотик-доходягу, который и так снимал через раз )) На тапках сия манна осаждается, что шоколад на сникерсе:
 

 
По узкоколейке проковылял состав в южном направлении, фотик как раз решал в это время какие-то свои внутренние проблемы.
 
Торфозаводик в посёлке Ирдынь больше напоминает выставку технических мутантов:
 

 
Долбоносики застыли перед брачным танцем:
 

 
Рабочее место пилота оборудовано вахтовым журналом:
 

 
Ирдыньские поезда настолько суровы, что подобные тепловые зазоры им нипочём ))
 

 
Кажется, вот эта гать из посёлка на западный берег когда-то называлась Волчьей:
 

 
Дальнейшая дорога к северу вдоль западного берега ещё недавно была проезжабельна на любом транспорте по крайней мере до Васильевской гати, но после порезвившихся местами лесорубов я в этом не уверен ))
 

 
Вдоль берега то тут, то там живописно разложены местные рыбаки и прочие отдыхающие, много прекрасных мест, где можно пожарить сосисочку.
 

 

 
Один раз встретилось нечто ползучее — для дождевого червя вроде великовато, для змеи — желтовато.. Ещё и фотик не туда навёлся, теперь точно фамилию не узнать ))
 

 
Ещё одно чудо, крайне усатое:
 

 
Гать Морская — крайняя точка маршрута «вдоль воды», дальше я хотел уйти влево, на Мошногорье:
 

 
История Мошногорья связана с именем светлейшего князя М.С.Воронцова, того самого, чей Воронцовский дворец в Алупке _wink
 
Менее известно, что в 1818 году будущий генерал-фельдмаршал получил в приданое от жены (Елизаветы Ксаверьевны Браницкой) Мошенско-Городищенское имение, расположенное в 150 километрах по Днепру ниже Киева. Хозяйство было довольно убогим и запущенным, но новому хозяину понравилось. Возможно, именно из-за особенного ландшафта, изрезанного глубокими лощинами и вздыбленного крутосклонными горами.
 
Утверждается, что возведённый Воронцовым на Мошенских горах разноуровневый дворец насчитывал 80 комнат, а на одной из вершин высилась 60-метровая «башня Святослава», с которой в хорошую погоду якобы можно было разглядеть купола Киевской Лавры.
 
В 1919 году дворцу пришло полное не збереглося в обличии бухого трудового крестьянства из соседних деревень, собравшегося здесь построить «мы наш, мы новый», но после фазы «до основанья» никакого «затем» не наступило.
 
По некоторым свидетельствам башня Святослава простояла до войны, и была взорвана немцами.
 
Дорогу к Мошногорью преграждает зверохозяйство, о которое спотыкаются все туристы, ибо нормальная дорога в обход начинается ещё до Морской гати, а по краю продраться хащами довольно сложно. Хозяйство разводит каких-то дорогих мохнаток, территория окружена заборами и патрулируется эскадронами смерти охранниками с собаками.
 
И где я только не писал объяснительных за проход по режимной территории _wink
 
Ещё не было и шести вечера, но идти дальше нет смысла — не на Софьиной же горе ночевать, под памятником ))
 
Вечером в палатку пыталась войти косуля, но я не пустил _grin
 
Старая дорога по кряжу немного заросла.. А когда-то по этим аллеям возили гостей кабриолетки, запряжённые четвёркой маленьких английских лошадей..
 

 
От былого величия осталось только два следа, да и те исчезают под ути-пусечными надписями местной школоты:
 

 

 
За сим познавательная часть мероприятия подходила к финишу по аллейке «мечта велосипедиста»
 

 
Дело было что-то около 9 утра, я меееедленно-меееедленно прошёлся до трассы через дом престарелых санаторий «Мошногорье», по телефону забронировал место на ближайший Авто-экспресс, и погулял по парку в Черкассах, где бегло ознакомился с условиями труда и отдыха черкасских попов:
 

 
Если бы я пошёл в эти края ещё раз, я бы попробовал пройти по узкоколейке, которая по карте ведёт из посёлка Ирдынь по торфоразработкам, и упирается в Васильевскую гать.
 
Я проезжал по этой гати года три назад, но не могу с уверенностью вспомнить, было ли там примыкание железки, или нет. Внимательный читатель разглядывая карту наверняка отметит, что если вдруг «нет», то могут быть нюансы _wink

Все фотки на Пикасе.
Комментарии
Расскажи, как косулю к себе в палатку вечером не пустил. Интересно, что она хотела от тебя?  _smile))
P.S. Ползучее, желтоватое, для червя великоватое - веретеница (медянка).
О, похожа, спасибо _smile
 
vitawater.ru
 
А косуля, наверное, просто палатку никогда в жизни не видела. Гуляла себе, пока ко входу случайно не подошла. Я начал вылазить, но она опомнилась, и с диким треском рванула в чащу ))
ото надо было с тобой потыркать.... клева!
... а на мотике тудой? Потыркать пешко только непролазные места реально?
Во, трек нарисовал.
 
Сравнительно небольшой по протяжённости участок от Смелы до мостика «ЖБ 10-5 / 15» только пешком, там даже вел нести бессмысленно.
 
В районе моста с запада приходит грунтовка (видимо, от больницы-дурки), и дальше на моте вполне можно, по любому берегу канала.
С треком и мостиком понятно, спасибо! А вот с ИБН ХОРДАДБЕХА И АЛ-ДЖАЙХАНИ буду разбираться ещё очень долго, и возможно не осилю _smile
тррр-тррр-тррр
Вход
Логин

Пароль

Запомнить меня



[Регистрация] [Склероз]
Надписи на заборе
Чтобы писать на заборе, необходимо залогиниться.
В лесу попадаются грибы и ягоды. Но местные жители собрали все до нас. И ещё говорят, что этот год неурожайный.
О. За Карпаты! alc
Гук Женецкий, сумерки, полно народу.
В гостевом доме в Ворохте замки у нас предусмотрены )) Карпатское красное продегустировать заглянули на пару дней.
Для неугомонных нафигацией рекомендуется чтиво: doro.poltava.ua
Сам удивляюсь — по всей Грузии машины редко закрывают, многие с открытыми окнами стоят..
Удивительно, ведь Кутаиси большой город. Неужели так все спокойно? Люди другие совсем.
Что интересно: в Грузии и Абхазии война какбэ была одна и та же, но у нас в Кутаиси даже замка в гостевом доме не предусмотрено.
В Абхазии, после войны  надолго бандитизм закрепился в головах безработных абхазов.
Новости из Ачандары:
 
tass.ru

 
Так рождается Ингури. Низовье ледника Шхары..
С праздничками Вас!  Будьте бдительны и осторожны! informator.dp.ua
С тяпницей вас!
 
Тем, кто знает село Жабеши и имя Афган: после ночного ливня сегодня дорога к его дому выглядит так:
 
Новая Африка в Свнетии:
 
А у нас в окне сегодня Лайла:
 
Портрет девочки с аджарским хачапури.
Неизв. художник, начало XXI века.
 
Тбилиси сегодня. Такой разный..
 

 
"На Кавказе есть гора, самая високая,
а под ей течёт Кура, самая широкая"
 

 
Мцхета, слияние Куры и Арагви.