Года 4 назад я смотрел на фотки Саши Тепляковой и задавал себе два вопроса: «Как?» и «Нафига?»
Вот зачем они лезут в сюда, и как у них это получается, если оно и пешком-то не очень?
А нынешней зимой взяло, и пришло осознание, что всё, пора узнать оба ответа, и 16 января сего года план был распространён среди заинтересованных господ концессионеров.
Как это обычно бывает, чем ближе и явственнее вырисовывается день старта, тем непреодолимые проблемы выкашивают членов команды, и утром 26 июля пред утренним солнцем предстал тот же коллектив, что три года назад ездил посмотреть накрай света полуостров Рыбачий и Баренцево море.
Тимлист:
Второй год едем на север в объезд Москвы, по линии Воронеж - Липецк - Ряжск - Рязань - Владимир - Ярославль - Вологда, какая прекрасная дорога! Никаких пробок (если не забыть объехать Воронеж через Семилуки - Новоживотинное), ремонтов, гаёв, просто расслабленное катание.
То ли я раньше не обращал внимание, то ли это последние веяния, но в глаза бросается.. нет, точнее в уши: на заправках, в кафешках, магазинах — только ломаный русский, ни одного исключения.
Ночевали на речке за Ряжском, рядом расположилась на шашлыкинг пара из Воронежа, выдали нам угощеньем каждому по шампуру. Так и посидели, обмениваясь тостами
По дороге никуда не отвлекались, разве только немного покатались по Суздали, и к полуночи второго дня пути прибыли в Вологду к Бороде. Володя сначала огласил себя непьющим, но когда хохлы достали свою хреновку... Вобщем, я после пары рюмок пошёл спать, а Борода с Женькой трудились всю ночную смену
Утром нам нужно было переобуться во внедорожный формат, и процедура сия, отчасти вследствие ночных бдений, протекала крайне неторопливо, и за оставшееся время мы смогли докатиться лишь до Ковжозера, полянку на берегу тоже Борода подсказал.
В качестве разминки-тренировки решили совершить колечко на Бесов Нос: Каршево, грейдер на Шальский, по берегу Онеги до Беса, и по говнам вдоль реки обратно в Каршево.
К величайшему удивлению, в Каршевском магазине был обнаружен хит прошлогодней экспедиции — настойка морошки, правда, не Архангельского происхождения, и всего одна ёмкость, но это определённо знак свыше
По сравнению с состоянием трёхлетней давности дорога стала в разы проще, последствия бурелома испарились, и вместо такого:
теперь вот так:
Видите, там в конце горка, перед ней беленькая машинка стоит? Три года назад о том, чтобы на неё заехать, речь вообще не шла, а спускаться приходилось волоком:
Похоже, над горкой основательно поработали лопатами, и мотоцикл теперь съезжает в естественном положении, а машинки смогли вскарабкаться наверх, хотя и видимо на лебёдках.
И вот наш домик:
И его летняя веранда:
Онего — определённо место Силы, мощью пропитан воздух и ощущается кожей.
Сижу на обрывчике с морошкой, смотрю на остров..
..и тут внезапно:
Казалось, сейчас корабль из Филадельфийского эксперимента появится..
А на берегу растёт нечто, по виду — ну вылитый горох, только запах какой-то резкий, несъедобный:
Дорога от Беса в Каршево стала тоже технически проще, но грязнее. В том смысле, что джиперы разбуксовали приличной глубины колеи, куда нырять приходится на полмотоцикла. Я одну такую ванну попытался объехать болотом — примятая трава намекала, что кто-то смог. Смог, но порвал мох аккурат поперёк дороги. И всё, сидим.. Точнее, висим, но медленно тонем
Разгрузили, вытащили, лягушек отовсюду повыковыривали.. Глубина проваливания видна, как раз по глушитель:
Итого, чистыми выбраться не удалось никому, перед селом отмывались в речеке
)
В Пудожи залили полные баки + по 15 литров на мот, и напротив Возриц свернули с А-119 на грейдер в Огорелыши — типа начало содержательной части маршрута.
Река Выг, вид на остатки старого моста с нового:
Поверхность не шелохнётся, течения вообще не видно:
На реке подходящего места для лагеря не нашлось, а вот на озере — полная благодать:
Перед озером есть несколько сооружений, назначение которых мы не смогли разгадать:
На первый взгляд вроде погреб, но (на фото под травой не разглядеть) от входа в сторону озера прорыта канава шириной до полуметра, у некоторых "погребов" открытая, у других перекрыта подобием ливнёвых решёток. Если для киля лодки, то ворота слишком узкие, не байдарка же у них там )) Шо воно таке?
Огорелыши оказались большим и довольно жизнерадостным селом, мамаши с детьми гуляют, велики у детей явно свежие:
«Маша! Уйди с дороги, машина задавит!» — мы аж расхохотались
Коза пришла мороженку отнимать, сошлись на кусочке:
Ну всё, "гражданская" дорога здесь заканчивается, дальше пошла "любительская"
Речки побольше:
..и ручьи поменьше:
Мостики похуже:
..и получше:
Ну, и требующие некоторого напряжения:
Последние две фотки — это один и тот же мостик, вы поняли. Единственный, что я не смог пройти в седле — колесо таки провалилось в щель между брёвнами. Но по итогам растём, да.. Три года назад я только на Бесе летал ну точно не меньше пяти раз в день, а тут вся Осударева дорога пройдена чисто, единственный полёт на Бесе был. Но зато какой эффектный!
Глубоченная лужа в колее, Женька там слез, газовал, раскачивал, показывает — ну его в ЖП, давай по бровке. У него потрясающий нюх на грязь и болото, я неоднократно докладывал, что каким бы крутым ездуном ты не был в наших широтах, на Севере это не значит ничего. Правда, совсем ничего. Ноль.
И если Женька показывает ехать туда, то в среднем это может сберечь пару дней похода на вылавливание утопленника или чего-то очень близкого по смыслу.
Я запрыгнул на бровку и всё бы было прекрасно, если бы контейнер прошёл по ширине, а не стукнулся об дерево. Ну и я, так это красиво, рулём вниз, колёсами вверх, не встретился с дном колеи
Так вот, прыгаем это мы по триальным камням, выскакиваем на слепой лесовозный ус шириной со МКАД, остужаемся под внезапным ливнем, ни черта не понимаем, что это за ус, и в какую Канаду он ведёт, но так или иначе выныриваем в районе покинутого посёлка Ворожгора. На нынешних картах это место ровным счётом ничего не значит, но в реале было ффух, красиво и вовремя.
Таню мы ушатали настолько, что она просила бросить её прямо здесь..
Не навсегда, конечно, но переждать, пока мы в Петровский Ям сгоняем, ибо это тупиковый свороток с "трассы", там Осударь переходил реку, а после другой Осударь изрядно изменил гидрографиюсвоей версией дороги Беломорканалом.
Жилищные условия тут вроде ничего, но а вдруг мы не захотим возвращаться?
Дискотека там в Петровском Яме будет, или ещё чего..
Решили Таню пока не выбрасывать, сделали чаю, рассказали про медведов..
И таки поехали вместе.
Дороге изрядно поплохело — низинка, полуразрушенные гати, очень стрёмные лужи: в одной колее может быть по-колено, а в другой — по самые эти самые..
..ну и прочие творческие препятствия, конечно:
С чего-то у нас сложилось мнение, что Петровский Ям должен быть небольшим и легко локализуемым местом, останками брошенного села.
Оказалось, что фрагменты далеко не маленького поселения разбросаны по обоим берегам реки, где-то проходят относительно свежие дороги, где-то заросшие просеки, на воде штук пять пристаней просматривается.. Вот, правее дороги, это ещё от Осударя?
Совершив ознакомительную покатушку по территории, остановились в прекрасной резиденции на берегу:
С летней кухней и открытой верандой, конечно:
Внутри чисто, сухо, даже настоящий кофе добрые люди оставили
Берег озера с пристанью:
Говорят, в советское время здесь кипела жизнь. Верится с трудом:
С Петровским Ямом связана ещё одна история, довольно мутная.
Зимой 1942 года здесь базировался советский полевой подвижный госпиталь №2212, который в ночь на 12 февраля был атакован подразделением финской дальней разведки численностью до 100 человек, и полностью уничтожен. Погибло около 90 человек, из которых 30 — медицинский и обслуживающий персонал.
С финской стороны история звучит совершенно иначе: разведывательно-диверсионная группа осуществила скрытый рейд на глубину 60 км в тыл противника, где в результате двухчасового боя уничтожила крупную базу снабжения Красной армии. Лейтенант Илмари Хонканен, спланировавший операцию и непосредственно командовавший ударной группой получил самую почётную военную награду Финляндии — крест Маннергейма (№50 из 191). Ну а госпиталь и раненые — это всё якобы красная пропаганда.
Скорее всего, истина лежит где-то посредине: госпиталь входил в состав военной базы, о которой красные "слегка" умалчивают, а финны атаковали базу и ничего не знали о госпитале. Информации вообще крайне мало, вот здесь хоть что-то можно почитать. Косвенно финскую версию подтверждает ещё тот факт, что Хонканен благополучно дожил до 1987 года, и претензий в совершении военных преступлений никто ему не предъявлял.
Так и стоят рядом деревянный крест погибшим финским разведчикам и железная пирамидка советским медикам..
Дальше дорога обходит с востока Выгозеро, образовавшееся в результате строительства Беломорканала (пишут, что в этих местах вода на 6 метров поднялась), и к передвижениям петровской армии отношения, по-видимому, не имеет.
У суровых карельских бобров суровые плотины. Вот как они такие брёвна складывали — в лапах носили, что-ли? ))
Ненадолго выскочили в цивилизацию — леспромхозовский посёлок Валдай, пополнили запасы питательных продуктов. В магазинах есть всё, даже мороженка. Правда, судя по состоянию упаковок — позапрошлогодняя )) На форумах пишут, что имеется бензиноналивайка, но она тоже леспромхозовская, и посторонним его категорически не продаёт (талоны у них, что-ли?).
По сравнению со своротком на Петровский Ям дальнейшая "основная" дорога практически халява. Может, пару болотин, пару неприятных мостиков, и участок дайвинга:
После прыжков на очередной гати Женька заметил отсутствие фотика — выскочил из чехла, похоже. Прошлись, поискали, говорят — всё, остались мы без фоток. Да нет, отвечаю, это ЙА остался без фоток
)
Повстречали вагончик {63.680584; 35.572576}, но внутри он довольно замухрыженый, даже Женькина палаткофобия сказала ему «не-не-не»
А вот табличка на вагоне интересная — Советское государственное акционерное общество в Германии, 1950 год:
Сумской ям (или Сумский) — ещё одно аутентичное место возле реки Сума, вот нынешний мостик через неё:
Очередное «такое фото есть у всех»
С местами для ночёвок здесь не очень, полянка на Сумском яме это фактически небольшое расширение дороги. Километров через пять есть свороток к Пулозеру, и неплохо оборудованная рыбацкая стоянка на речке Илеменза {63.776239; 35.530441}.
Мы уже привыкли к карельской торфяной воде, но здешняя — особенно хороша. Слева направо: вода из сегодняшнего озера, вода из магазина, вода с Петровского Яма:
Здесь Женя заметил, что немного стёрлись тормозные колодки
Дальше дорогу можно считать "гражданской" — свежая отсыпка, ведущая, по-видимому, в сторону Хижозера, выводит на грейдер Беломорск — Вирандозеро — Нюхча.
Два села рядом, а отличаются больше, чем «канал» и «канализация».
Вирандозеро — искусственно созданный посёлок при ж/д станции, когда-то действовали лесозаготовки, сейчас там жизнь остановилась. Чёрные дома, умершие автомобили, возле магазина колосится народ не просто синий, а аж сизый, с воронёным отливом.
Расположенная всего в 15 км Нюхча давно там стоит, очень давно. Как и многое на Русском Севере — исконно русское, судя по саамскому именованию лебедя
Точно не может быть совпадением, что несколькими днями раньше Борода, что несколькими днями позже Сашка и Бобас говорили в точности то же самое, что чувствовали мы: вот если село старое, "самозародившееся", там порядок и табу на выбрасывание бутылок. Если же село "искусственное", советское — всё, там треш и угар. Первые живут определённо дома, вторые — в обоссаной общаге, причём и те, и другие по-видимому сознательно.
Нюхча:
Я никогда в жизни не видел килограмм морошки.
Это нужно на чём-то ехать в самое бубенёвое болото, переправляться на надувной лодке или вброд на какой-то остров, и там весь световой день лазить в сапогах-забродах, собирая ягодки поштучно. И по итогу сдать этот килограмм за цену средненькой бутылки водки:
Ещё с выбросом мусора там интересная нафигация, почитайте
Ну вот и всё, финишный рывок оказался плюшевой прогулкой: от села до крайней доступной точки в Нюхчанской губе за островом Фадеева по хорошей погоде даже недоприводная машина проедет.
При совдепии тут вылавливали какую-то селёдку, а потом случилось как везде.
«Так нафига ж вы ботик потопили?
на йом был новый патехвон,
и портрет Эдиты Пьехи
на всю стену, в голом виде
на весь курытелный салон»
Техника, между прочим, довольно свежая — таблички указывают на 80-е годы выпуска.
Опасносте на этой фотке кагбэ намекают, что лазить по ботикам в пижаме и домашних тапочках — не самая лучшая идея
Местные жители рассказали, что в этих тазиках солилась та самая «сельдь бочковая пряного посола»:
На вопрос "а нельзя ли купить у рыбаков какой-то вкусной местной рыбки" получили ответ, что сейчас никак не получится — не сезон.. рыба на дальний кордон ушла.. Видя, что мы намёков не понимаем, добавил уже открытым текстом: всё село в запое, вот через несколько дней будет можно.
Зарплату им там выдали, или через почему ещё — мы не стали уточнять, только на обратном пути обратили внимание, что на улицах практически нет мужского населения.
Вот ещё из интересного: сочленение брёвен «в замок», у нас такого никогда не видел:
150 км грейдера до Беломорска мы шли около четырёх часов, а это путь к ближайшей заправке. Я бы не сказал, что в Нюхче мало авто-мото-техники, но большинство по-видимому "не выездные", даже без номеров. Как они ездят за бензином — не понимаю. Наверняка есть какие-то "спекулянты", им приторговывающие, но местные нам их не выдали. Говорят, в Вирандозере один мужик попробовал более-менее открыто торговать, но очень быстро набежали всевозможные контролирующие органы и прихлопнули медным тазом.
По итогу, до Беломорска мы прошли 655 км на "своём" (автономном) бензине, и в баках осталось по 6..7 литров, т.е. ещё сотню точно бы проехали даже по бездорожью.
Перегон по Мурманке до Медвежьегорска почти замкнул кольцо по Восточной Карелии, дальше решили обойти Ладогу с запада по линии Поросозеро — Суоярви — Сортавала. Кто бы мог подумать..
То есть, до Поросозера как-то даже приятно, петляющий грейдер без ям, валить можно в кроссовом режиме. Ну и само Поросозеро (что село, что озеро, что кафе «Порос»
) — сплошная живопись:
А дальше..
Адовый ад, угарный угар. Дико пылящий грейдер с весьма приличным трафиком, включая безумные лесовозы, валящие по памяти с кирпичом на педали газа.
Не видно НИЧЕГО. От встречки кумар ещё как-то расходится, а от попутного лесовоза даже экран жопса на руле не читается. Продышаться можно только выскочив из леса на открытый участок, где вот так:
Если хотите увидеть, как выглядит лесная часть пути, засуньте фотоаппарат в мешок с мукой
И это не какая-то подрезочка из соседнего колхоза, это почти 400-километровая трасса через всю Карелию на Питер!
Сравнить совершенно не с чем. Может быть, кусок Арабатки от Соляного до Каменского, но это же меньше 10 километров, а теперь представьте себе такой всю трассу Харьков — Киев например..
Заехали на водопад Юканкоски, иногда он бывает вот таким:
Но в наше распоряжение был предоставлен лишь небольшой ручеёк, в котором удалось совершить промежуточную мойку шлемов, глаз, и некоторых частей одежды ))
Помогло ненадолго, асфальт по прежнему только в городах.
Ну, и Русский Север, ога:
Фу-фу-фу, выдыхаем, финиш дома у Саши Тепляковой:
Настоящий девачковый гараж: 8 мотоциклов (с нашими), токарные станки, и Вездеход:
На праздничный ужин приехал Бобас, гриль-рыбку умяли всю, а вот пиво осталось
На этом экспедиционная часть маршрута объявлена оконченной, дальше просто по домам.
Ну, то есть Женя с Таней напрямик, а я решил сделать небольшой крючочег через Псковскую область — никогда здесь не бывал.
Меньше всего ожидал ощущений, как от сплошной курортной зоны: узенькие дорожки серпантинят через леса вокруг озёр, машины редки, из городов — только сам Псков, но даже в нём пробки далеки от фатальности.
Интересная особенность, сразу бросающаяся в глаза: здесь не любят больших сёл и заборов. Типичное поселение — это даже не село, а хутор, состоящий из 5..7 подворий, треть из которых может не иметь явных признаков обитаемости. Каждое подворье это дом, сарай, и пару мелких строений (банька, амбар), расположенных по периметру территории, и даже от трассы они редко отгораживаются заборами.
Achtung! Ausweis schneller! «Погранзона! Вход только по пропускам!»
Няшка, просто няшка. Идеальная страна для проезжего путешественника. Без недостатков. И бензин меньше 7 гривен (выглянул в окно, 16.40)
И Днепр у них тут не реве и не стогне:
На сей позитивной ноте позвольте закончить доклад и пожелать дорогим читателям почаще улыбаться — и всё у нас получится
Все фото на Пикасе.
Вот зачем они лезут в сюда, и как у них это получается, если оно и пешком-то не очень?

А нынешней зимой взяло, и пришло осознание, что всё, пора узнать оба ответа, и 16 января сего года план был распространён среди заинтересованных господ концессионеров.
Как это обычно бывает, чем ближе и явственнее вырисовывается день старта, тем непреодолимые проблемы выкашивают членов команды, и утром 26 июля пред утренним солнцем предстал тот же коллектив, что три года назад ездил посмотреть на
Тимлист:
Второй год едем на север в объезд Москвы, по линии Воронеж - Липецк - Ряжск - Рязань - Владимир - Ярославль - Вологда, какая прекрасная дорога! Никаких пробок (если не забыть объехать Воронеж через Семилуки - Новоживотинное), ремонтов, гаёв, просто расслабленное катание.
То ли я раньше не обращал внимание, то ли это последние веяния, но в глаза бросается.. нет, точнее в уши: на заправках, в кафешках, магазинах — только ломаный русский, ни одного исключения.
Ночевали на речке за Ряжском, рядом расположилась на шашлыкинг пара из Воронежа, выдали нам угощеньем каждому по шампуру. Так и посидели, обмениваясь тостами

По дороге никуда не отвлекались, разве только немного покатались по Суздали, и к полуночи второго дня пути прибыли в Вологду к Бороде. Володя сначала огласил себя непьющим, но когда хохлы достали свою хреновку... Вобщем, я после пары рюмок пошёл спать, а Борода с Женькой трудились всю ночную смену

Утром нам нужно было переобуться во внедорожный формат, и процедура сия, отчасти вследствие ночных бдений, протекала крайне неторопливо, и за оставшееся время мы смогли докатиться лишь до Ковжозера, полянку на берегу тоже Борода подсказал.
В качестве разминки-тренировки решили совершить колечко на Бесов Нос: Каршево, грейдер на Шальский, по берегу Онеги до Беса, и по говнам вдоль реки обратно в Каршево.
К величайшему удивлению, в Каршевском магазине был обнаружен хит прошлогодней экспедиции — настойка морошки, правда, не Архангельского происхождения, и всего одна ёмкость, но это определённо знак свыше

По сравнению с состоянием трёхлетней давности дорога стала в разы проще, последствия бурелома испарились, и вместо такого:

теперь вот так:
Видите, там в конце горка, перед ней беленькая машинка стоит? Три года назад о том, чтобы на неё заехать, речь вообще не шла, а спускаться приходилось волоком:

Похоже, над горкой основательно поработали лопатами, и мотоцикл теперь съезжает в естественном положении, а машинки смогли вскарабкаться наверх, хотя и видимо на лебёдках.
И вот наш домик:
И его летняя веранда:
Онего — определённо место Силы, мощью пропитан воздух и ощущается кожей.
Сижу на обрывчике с морошкой, смотрю на остров..
..и тут внезапно:
Казалось, сейчас корабль из Филадельфийского эксперимента появится..
А на берегу растёт нечто, по виду — ну вылитый горох, только запах какой-то резкий, несъедобный:
Дорога от Беса в Каршево стала тоже технически проще, но грязнее. В том смысле, что джиперы разбуксовали приличной глубины колеи, куда нырять приходится на полмотоцикла. Я одну такую ванну попытался объехать болотом — примятая трава намекала, что кто-то смог. Смог, но порвал мох аккурат поперёк дороги. И всё, сидим.. Точнее, висим, но медленно тонем

Разгрузили, вытащили, лягушек отовсюду повыковыривали.. Глубина проваливания видна, как раз по глушитель:
Итого, чистыми выбраться не удалось никому, перед селом отмывались в речеке

В Пудожи залили полные баки + по 15 литров на мот, и напротив Возриц свернули с А-119 на грейдер в Огорелыши — типа начало содержательной части маршрута.
Река Выг, вид на остатки старого моста с нового:
Поверхность не шелохнётся, течения вообще не видно:
На реке подходящего места для лагеря не нашлось, а вот на озере — полная благодать:
Перед озером есть несколько сооружений, назначение которых мы не смогли разгадать:
На первый взгляд вроде погреб, но (на фото под травой не разглядеть) от входа в сторону озера прорыта канава шириной до полуметра, у некоторых "погребов" открытая, у других перекрыта подобием ливнёвых решёток. Если для киля лодки, то ворота слишком узкие, не байдарка же у них там )) Шо воно таке?
Огорелыши оказались большим и довольно жизнерадостным селом, мамаши с детьми гуляют, велики у детей явно свежие:
«Маша! Уйди с дороги, машина задавит!» — мы аж расхохотались

Коза пришла мороженку отнимать, сошлись на кусочке:
Ну всё, "гражданская" дорога здесь заканчивается, дальше пошла "любительская"

Речки побольше:
..и ручьи поменьше:
Мостики похуже:
..и получше:
Ну, и требующие некоторого напряжения:
Последние две фотки — это один и тот же мостик, вы поняли. Единственный, что я не смог пройти в седле — колесо таки провалилось в щель между брёвнами. Но по итогам растём, да.. Три года назад я только на Бесе летал ну точно не меньше пяти раз в день, а тут вся Осударева дорога пройдена чисто, единственный полёт на Бесе был. Но зато какой эффектный!
Глубоченная лужа в колее, Женька там слез, газовал, раскачивал, показывает — ну его в ЖП, давай по бровке. У него потрясающий нюх на грязь и болото, я неоднократно докладывал, что каким бы крутым ездуном ты не был в наших широтах, на Севере это не значит ничего. Правда, совсем ничего. Ноль.
И если Женька показывает ехать туда, то в среднем это может сберечь пару дней похода на вылавливание утопленника или чего-то очень близкого по смыслу.
Я запрыгнул на бровку и всё бы было прекрасно, если бы контейнер прошёл по ширине, а не стукнулся об дерево. Ну и я, так это красиво, рулём вниз, колёсами вверх, не встретился с дном колеи

Так вот, прыгаем это мы по триальным камням, выскакиваем на слепой лесовозный ус шириной со МКАД, остужаемся под внезапным ливнем, ни черта не понимаем, что это за ус, и в какую Канаду он ведёт, но так или иначе выныриваем в районе покинутого посёлка Ворожгора. На нынешних картах это место ровным счётом ничего не значит, но в реале было ффух, красиво и вовремя.
Таню мы ушатали настолько, что она просила бросить её прямо здесь..
Не навсегда, конечно, но переждать, пока мы в Петровский Ям сгоняем, ибо это тупиковый свороток с "трассы", там Осударь переходил реку, а после другой Осударь изрядно изменил гидрографию
Жилищные условия тут вроде ничего, но а вдруг мы не захотим возвращаться?
Дискотека там в Петровском Яме будет, или ещё чего..
Решили Таню пока не выбрасывать, сделали чаю, рассказали про медведов..
И таки поехали вместе.
Дороге изрядно поплохело — низинка, полуразрушенные гати, очень стрёмные лужи: в одной колее может быть по-колено, а в другой — по самые эти самые..
..ну и прочие творческие препятствия, конечно:
С чего-то у нас сложилось мнение, что Петровский Ям должен быть небольшим и легко локализуемым местом, останками брошенного села.
Оказалось, что фрагменты далеко не маленького поселения разбросаны по обоим берегам реки, где-то проходят относительно свежие дороги, где-то заросшие просеки, на воде штук пять пристаней просматривается.. Вот, правее дороги, это ещё от Осударя?
Совершив ознакомительную покатушку по территории, остановились в прекрасной резиденции на берегу:
С летней кухней и открытой верандой, конечно:
Внутри чисто, сухо, даже настоящий кофе добрые люди оставили

Берег озера с пристанью:
Говорят, в советское время здесь кипела жизнь. Верится с трудом:
С Петровским Ямом связана ещё одна история, довольно мутная.
Зимой 1942 года здесь базировался советский полевой подвижный госпиталь №2212, который в ночь на 12 февраля был атакован подразделением финской дальней разведки численностью до 100 человек, и полностью уничтожен. Погибло около 90 человек, из которых 30 — медицинский и обслуживающий персонал.
С финской стороны история звучит совершенно иначе: разведывательно-диверсионная группа осуществила скрытый рейд на глубину 60 км в тыл противника, где в результате двухчасового боя уничтожила крупную базу снабжения Красной армии. Лейтенант Илмари Хонканен, спланировавший операцию и непосредственно командовавший ударной группой получил самую почётную военную награду Финляндии — крест Маннергейма (№50 из 191). Ну а госпиталь и раненые — это всё якобы красная пропаганда.
Скорее всего, истина лежит где-то посредине: госпиталь входил в состав военной базы, о которой красные "слегка" умалчивают, а финны атаковали базу и ничего не знали о госпитале. Информации вообще крайне мало, вот здесь хоть что-то можно почитать. Косвенно финскую версию подтверждает ещё тот факт, что Хонканен благополучно дожил до 1987 года, и претензий в совершении военных преступлений никто ему не предъявлял.
Так и стоят рядом деревянный крест погибшим финским разведчикам и железная пирамидка советским медикам..
Дальше дорога обходит с востока Выгозеро, образовавшееся в результате строительства Беломорканала (пишут, что в этих местах вода на 6 метров поднялась), и к передвижениям петровской армии отношения, по-видимому, не имеет.
У суровых карельских бобров суровые плотины. Вот как они такие брёвна складывали — в лапах носили, что-ли? ))
Ненадолго выскочили в цивилизацию — леспромхозовский посёлок Валдай, пополнили запасы питательных продуктов. В магазинах есть всё, даже мороженка. Правда, судя по состоянию упаковок — позапрошлогодняя )) На форумах пишут, что имеется бензиноналивайка, но она тоже леспромхозовская, и посторонним его категорически не продаёт (талоны у них, что-ли?).
По сравнению со своротком на Петровский Ям дальнейшая "основная" дорога практически халява. Может, пару болотин, пару неприятных мостиков, и участок дайвинга:
После прыжков на очередной гати Женька заметил отсутствие фотика — выскочил из чехла, похоже. Прошлись, поискали, говорят — всё, остались мы без фоток. Да нет, отвечаю, это ЙА остался без фоток

Повстречали вагончик {63.680584; 35.572576}, но внутри он довольно замухрыженый, даже Женькина палаткофобия сказала ему «не-не-не»
А вот табличка на вагоне интересная — Советское государственное акционерное общество в Германии, 1950 год:
Сумской ям (или Сумский) — ещё одно аутентичное место возле реки Сума, вот нынешний мостик через неё:
Очередное «такое фото есть у всех»
С местами для ночёвок здесь не очень, полянка на Сумском яме это фактически небольшое расширение дороги. Километров через пять есть свороток к Пулозеру, и неплохо оборудованная рыбацкая стоянка на речке Илеменза {63.776239; 35.530441}.
Мы уже привыкли к карельской торфяной воде, но здешняя — особенно хороша. Слева направо: вода из сегодняшнего озера, вода из магазина, вода с Петровского Яма:
Здесь Женя заметил, что немного стёрлись тормозные колодки

Дальше дорогу можно считать "гражданской" — свежая отсыпка, ведущая, по-видимому, в сторону Хижозера, выводит на грейдер Беломорск — Вирандозеро — Нюхча.
Два села рядом, а отличаются больше, чем «канал» и «канализация».
Вирандозеро — искусственно созданный посёлок при ж/д станции, когда-то действовали лесозаготовки, сейчас там жизнь остановилась. Чёрные дома, умершие автомобили, возле магазина колосится народ не просто синий, а аж сизый, с воронёным отливом.
Расположенная всего в 15 км Нюхча давно там стоит, очень давно. Как и многое на Русском Севере — исконно русское, судя по саамскому именованию лебедя

Точно не может быть совпадением, что несколькими днями раньше Борода, что несколькими днями позже Сашка и Бобас говорили в точности то же самое, что чувствовали мы: вот если село старое, "самозародившееся", там порядок и табу на выбрасывание бутылок. Если же село "искусственное", советское — всё, там треш и угар. Первые живут определённо дома, вторые — в обоссаной общаге, причём и те, и другие по-видимому сознательно.
Нюхча:
Я никогда в жизни не видел килограмм морошки.
Это нужно на чём-то ехать в самое бубенёвое болото, переправляться на надувной лодке или вброд на какой-то остров, и там весь световой день лазить в сапогах-забродах, собирая ягодки поштучно. И по итогу сдать этот килограмм за цену средненькой бутылки водки:
Ещё с выбросом мусора там интересная нафигация, почитайте

Ну вот и всё, финишный рывок оказался плюшевой прогулкой: от села до крайней доступной точки в Нюхчанской губе за островом Фадеева по хорошей погоде даже недоприводная машина проедет.
При совдепии тут вылавливали какую-то селёдку, а потом случилось как везде.
«Так нафига ж вы ботик потопили?
на йом был новый патехвон,
и портрет Эдиты Пьехи
на весь курытелный салон»
Техника, между прочим, довольно свежая — таблички указывают на 80-е годы выпуска.
Опасносте на этой фотке кагбэ намекают, что лазить по ботикам в пижаме и домашних тапочках — не самая лучшая идея

Местные жители рассказали, что в этих тазиках солилась та самая «сельдь бочковая пряного посола»:
На вопрос "а нельзя ли купить у рыбаков какой-то вкусной местной рыбки" получили ответ, что сейчас никак не получится — не сезон.. рыба на дальний кордон ушла.. Видя, что мы намёков не понимаем, добавил уже открытым текстом: всё село в запое, вот через несколько дней будет можно.
Зарплату им там выдали, или через почему ещё — мы не стали уточнять, только на обратном пути обратили внимание, что на улицах практически нет мужского населения.
Вот ещё из интересного: сочленение брёвен «в замок», у нас такого никогда не видел:
150 км грейдера до Беломорска мы шли около четырёх часов, а это путь к ближайшей заправке. Я бы не сказал, что в Нюхче мало авто-мото-техники, но большинство по-видимому "не выездные", даже без номеров. Как они ездят за бензином — не понимаю. Наверняка есть какие-то "спекулянты", им приторговывающие, но местные нам их не выдали. Говорят, в Вирандозере один мужик попробовал более-менее открыто торговать, но очень быстро набежали всевозможные контролирующие органы и прихлопнули медным тазом.
По итогу, до Беломорска мы прошли 655 км на "своём" (автономном) бензине, и в баках осталось по 6..7 литров, т.е. ещё сотню точно бы проехали даже по бездорожью.
Перегон по Мурманке до Медвежьегорска почти замкнул кольцо по Восточной Карелии, дальше решили обойти Ладогу с запада по линии Поросозеро — Суоярви — Сортавала. Кто бы мог подумать..
То есть, до Поросозера как-то даже приятно, петляющий грейдер без ям, валить можно в кроссовом режиме. Ну и само Поросозеро (что село, что озеро, что кафе «Порос»

А дальше..
Адовый ад, угарный угар. Дико пылящий грейдер с весьма приличным трафиком, включая безумные лесовозы, валящие по памяти с кирпичом на педали газа.
Не видно НИЧЕГО. От встречки кумар ещё как-то расходится, а от попутного лесовоза даже экран жопса на руле не читается. Продышаться можно только выскочив из леса на открытый участок, где вот так:
Если хотите увидеть, как выглядит лесная часть пути, засуньте фотоаппарат в мешок с мукой

И это не какая-то подрезочка из соседнего колхоза, это почти 400-километровая трасса через всю Карелию на Питер!
Сравнить совершенно не с чем. Может быть, кусок Арабатки от Соляного до Каменского, но это же меньше 10 километров, а теперь представьте себе такой всю трассу Харьков — Киев например..
Заехали на водопад Юканкоски, иногда он бывает вот таким:

Но в наше распоряжение был предоставлен лишь небольшой ручеёк, в котором удалось совершить промежуточную мойку шлемов, глаз, и некоторых частей одежды ))
Помогло ненадолго, асфальт по прежнему только в городах.
Ну, и Русский Север, ога:
Фу-фу-фу, выдыхаем, финиш дома у Саши Тепляковой:
Настоящий девачковый гараж: 8 мотоциклов (с нашими), токарные станки, и Вездеход:
На праздничный ужин приехал Бобас, гриль-рыбку умяли всю, а вот пиво осталось

На этом экспедиционная часть маршрута объявлена оконченной, дальше просто по домам.
Ну, то есть Женя с Таней напрямик, а я решил сделать небольшой крючочег через Псковскую область — никогда здесь не бывал.
Меньше всего ожидал ощущений, как от сплошной курортной зоны: узенькие дорожки серпантинят через леса вокруг озёр, машины редки, из городов — только сам Псков, но даже в нём пробки далеки от фатальности.
Интересная особенность, сразу бросающаяся в глаза: здесь не любят больших сёл и заборов. Типичное поселение — это даже не село, а хутор, состоящий из 5..7 подворий, треть из которых может не иметь явных признаков обитаемости. Каждое подворье это дом, сарай, и пару мелких строений (банька, амбар), расположенных по периметру территории, и даже от трассы они редко отгораживаются заборами.
Гдов
Cтаринное село, в котором сохранились остатки крепости. Собственно, сохранилась только сооружённая из глыб каменная стена, но она обильно заросла зеленью, так что в результате имеем просто небольшой тенистый парк с храмом. Можно заезжать на мотоцикле, ставить палатку
Чудское озеро
Искупаться, похоже, не получится: нужная глубина начинается, видимо, на сопредельной территории, а вокруг пограничные вышки и табличкиПсков
Обычный большой город, весь пропитанный воздушно-десантными войсками. Если как-то спрыгнуть с парашютом в его центральную часть, где река и Псковский Кром, а потом аналогичным образом убраться, то можно неплохо провести время.Изборск
А вот сюда, пожалуй, стоит приехать. В Грузии так делают часто, а в России пока не встречал: исторический район живого поселения "консервируется" заповедным режимом, сохраняя при этом обитаемость и инфраструктуру. Конечно, вся эта инфраструктура представляет собой жральни и бухальни для туристов, но если приехать после закрытия..
Пушкинские горы
Вообще, я сюда не собирался, но увидев указатель на дороге было бы странно не свернуть на каких-то 20 км. Так вот, если вы не являетесь активистом фан-клуба Александра Сергеевича, смело проезжайте мимо
Белоруссия
Няшка, просто няшка. Идеальная страна для проезжего путешественника. Без недостатков. И бензин меньше 7 гривен (выглянул в окно, 16.40)

И Днепр у них тут не реве и не стогне:
На сей позитивной ноте позвольте закончить доклад и пожелать дорогим читателям почаще улыбаться — и всё у нас получится

Все фото на Пикасе.
С Рыбачьего ехали, там чуть ли не курорт уже — на таких паровозах на дорожной резине ноу проблем.