Одесса 2009

КРИВУЛЯ АЛЕКСАНДР

ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ В ОДЕССКИХ КАТАКОМБАХ

3 января 2009 года мы выехали из Харькова и утром следующего дня были в Одессе. На автовокзале нас уже ждали одесситы, и после 40 минут тряски в автобусе мы прибыли в деревню Усатово. Небольшой придорожный магазин снабдил нас запасами воды, водки, и еще разными насущными мелочами. Появились еще двое провожатых в запачканных комбинезонах, которые взялись провести нас непосредственно в базовый лагерь.

Вход в катакомбы находился в небольшом склоне, сразу на границе дачного участка в пяти минутах ходьбы от дороги. Аборигены бросали на нас неопределенные взгляды, не выказывая, однако, особой заинтересованности и удивления, что объяснялось тем, что накануне вечером состоялась заброска основной группы из одесситов. За ночь психика местного населения немного успокоилась и уже не реагировала бурно на все происходящее. Помесь дворняги и чао-чао, приветствовавшая нас хриплым лаем, а также собачьи кости и кровь на досках стоящего рядом сарая наводили на мысль, что жильцы – выходцы из Азии, либо приверженцы экзотической кухни.

За отверстием входа (приблизительно 1,5х1,5 м) располагался небольшой, но довольно просторный зал, в котором можно было переодеться и как следует запаковаться перед заброской.

Вы никогда не задумывались, почему гномы низкорослые? Я тоже никогда не обременял себя этим вопросом, но ответ на него, тем не менее, был найден именно здесь! 40 минут в согнутом состоянии в полуприсяде, и моя спина сообщила мне, что я, наверное, не совсем здоров, а если передать более точно, то – «Тебе что, не сиделось дома???!». Но не станем рассуждать на тему, что «все мы немного не в себе», а дома мне действительно не сиделось.

Всю дорогу (в поезде, в автобусе, и в позе «зю») мы представляли себе славное одесское гостеприимство, кружку водки, чашку чая, и немного полежать на любимом спальнике… и были приятно удивлены, когда, по прибытии на базу, нам предложили незамедлительно принять водные процедуры. Естественно, полуторачасовая дорога до купален с гидрами и все в той же пресловутой позе только подогрела наше желание быстрее окунуться с дороги. Особую пикантность нашему путешествию придали две канализационные скважины, проползать которые пришлось на пузе.

Добравшись, наконец, в конечную точку, повнимательней изучив карту и уровень воды в коридорах, мы разделились на две группы. Я и Денис, завернувшись в гидры, пошли туда, где поглубже. Трое из ГС, за неимением ничего, кроме «L»-ек, пошли туда, где помельче.

Подробности того, как именно мы делали топосъемку, будут малоинтересны, посему, через 4 часа, взбодрившиеся водной прохладой, мы с Денисом вышли на сушу. Подоспели и ребята из ГС. Хотя это и была первая в их жизни топосъемка, справились они на отлично. Начавшие подмерзать конечности требовали горячительных напитков, кои незамедлительно и получили. Как известно, алкоголь вызывает аппетит, а под хорошую закуску и выпить не грех. Вот по такому замкнутому кругу и закончился сухпай с водкой. Обратная дорога оказалась на порядок легче. Отчасти этому поспособствовали гидры, оставшиеся висеть у начала воды. Вообще, немного о дороге. Коридоры, по которым мы шли к месту работ, были довольно хоженые, и носили название «Балаган». Когда вход в катакомбы стал общедоступным, этим путем толпы любопытных попадали в «Крестовые залы». Широкие, высотой метра три, они резко контрастируют с малогабаритными переходами «Нерубаево - Усатовских» катакомб. Ну и конечно, массовое посещение данных мест оставило на их внешности подробную информацию о том кто, когда, зачем и с кем. Сам же «Балаган» заканчивается на месте стоянки партизанского отряда Молодцова-Бодаева. Кстати, вторая баррикада партизан служила нам временным лагерем во время водных работ. Первую найти нам не удалось. Кстати, «Балаган» - сокращение от «Шура Балаганов». Крайне популярное в те времена произведение дало названия многим залам и коридорам одесских катакомб. Итак, мы вернулись в лагерь. Отдохнуть категорически не представлялось возможным, так как наши вещи до сих пор стояли, собранные в рюкзаки, а неопределенность с тем, где мы все-таки будем жить, немного напрягала. После недолгих убедительных намеков Володя Ощепков, комендант лагеря, показал нам нашу жилплощадь. Не скажу, чтобы очень уютно, но к концу выезда здесь было вполне по домашнему.

Этот выезд в принципе отличался очень насыщенной культпрограммой. Так и за этим ужином, помимо знакомства с обитателями лагеря, которые имели достаточно молодой возрастной состав, была проведена презентация клуба «Поиск». Рассказывать про нее излишне, все желающие могут посмотреть ее лично, обратившись непосредственно к одесситам.

Так как день выдался тяжелым, то ужин надолго не затянулся (по крайней мере для Харькова), и мы отправились смотреть первый сон на новом месте.

Утро, естественно, началось с завтрака. Стоит отметить, что, несмотря на техническую оснащенность (свет от генератора, ноут, проектор), строгая организованность здесь отсутствовала. По лагерю там и тут валялись чьи-то рюкзаки, кариматы и прочие вещи. Четко определенного времени приема пищи не было, а задание на день звучало приблизительно так: «Ну, поработайте где-нибудь здесь, а вообще - где хотите», за что мы крайне благодарны хозяевам, так как получили возможность полазать там, где нравится, а не там, где скажут.

Итак, второй день опять прошел под знаком воды. Но состав группы немного поменялся. Мы с Денисом все также покоряли подводные глубины, а вот из ГС пошел только Макс, так как двое его напарников сегодня уезжали домой. Ему в пару дали первым номером одессита.

На этот раз нам с Деном пришлось гулять по горло в воде, а кое-где и плавать. Не желая после выезда идти на прием к урологу, через пару часов мы решили завязать с водными процедурами. Отогревшись жидкостью из чудесной фляжки, мы ждали вторую пару. Они появились ровно в назначенное время. Довольный Макс, не скрывая свою гордость, продемонстрировал найденную им в одесских лабиринтах пилу, которая непосредственно участвовала в создании этих самых лабиринтов. Оценив наш восторг и тронутый нашими похвалами он расчувствовался, и подарил пилу Дену, которому , по-видимому, симпатизировал больше всех. Польщенный таким вниманием, Денис всю дорогу до лагеря (напомню, час-полтора в позе «зю») тянул пилу и гидру, которые мы решили забрать.

На этот раз за ужином нам что-то показывали, но, да простят меня читатель и принимающая сторона, не помню, что. Как только на этот вопрос прольется свет, я обязательно изложу программу того вечера вместо этого абзаца. Так как воде мы с Денисом сказали «нет», то перед нами встал вопрос, что делать дальше? Вопрос решился неожиданно быстро, когда, во время изучения карты, Пронин (старейший поисковик и очень интересный человек) проронил, что на «этом» участке находятся двухуровневые катакомбы.

Вот просто ради любопытства. Если сказать простому среднестатистическому гражданину (или гражданке), что «вот здесь» двухуровневые катакомбы, будет он два часа месить мокрую глину в полуобваленных коридорах, а потом, лежа на брюхе, разбирать ничего себе такой завал? Что-то сомнительно. Почему-то вспомнилась спина с вопросом «А здоров ли ты?».

Тем не менее, несмотря на всю лирику, за завалом нас ждал лаз на верх! Замечательное чувство, когда попадаешь в места, где никого не было несколько десятков лет. Передавать на бумаге бессмысленно. Лежанки с остатками подстилок, старинный чайник, рассыпавшиеся от старости кепка и сандалии, бутылки причудливой формы с вензелями, этикетка от табака и обрывки газет времен революции, все это создавало впечатление, что прикасаешься к чему-то далекому. Самая ранняя надпись была датирована 1903 годом, последняя же даты не имела и звучала так: «Хоть здесь не было легавых». Загадкой для нас остался ржавый лом, который лежал рядом с выкопаной ямой где-то 0,5х0,5 м, глубиной около 1м, которая продолжалась горизонтальным ходом. Попасть туда, в силу наших габаритов, не представлялось возможным.

Мой энтузиазм охладил Денис, энтузиазм которого поумерили стертые коленки, потому что передвигались мы исключительно на четырех костях. Всего лишь пару коридоров второго этажа не удосужились нашего внимания, когда мы, с бутылкой из под пива с двуглавым орлом и этикеткой от табака, отправились на базу.

Наши находки произвели потрясающий эффект. Моментально группа не совсем трезвых людей была готова идти на более тщательные исследования второго яруса. Однако культпоход был отложен на следующее утро, так как не нашлось карты. Мы с Денисом шли по памяти. За два дня походов по «Балагану» запомнили мы его основательно!

А между тем начинался Рождественский Вечер! Елочка весело искрила огнями и праздничное настроение витало в подземельях. Предусмотрительно на верх за спиртным была отправлена группа добровольцев. Первый раз за весь выезд за столом собрались все участники экспедиции. Открыл торжество Пронин, поделившись своими воспоминаниями о делах минувших, и впечатлениями о настоящих, потом взяли слово два его старших воспитанника, также придавшись воспоминаниям.

Потом были лекция о летучих мышах и доклад о подземной настенной живописи. Завершили официальную программу презентацией фонда «Дети Подземелья» в исполнении слегка подвыпившего Дениса.

Ну а потом начался, собственно, праздник. Как ни странно, но ничего примечательного в этот вечер не произошло (по крайней мере в мое присутствие), и я довольно рано отправился спать.

На следующее утро, естественно, исследовать второй ярус никто не отправился. Большая часть одесситов выходила наверх сегодня, поэтому все занимались переносом вещей. Весь Харьков усердно помогал одесситам, за исключением меня. Я бессовестно проспал весь день.

К вечеру 7-го января состав группы в лагере был следующим: Пронин, Лена, Катя, еще одна девочка и два парня (это из одесситов), и Денис, я, Паша и Андрей (это из Харькова). Часиков в семь мы выдвинулись немного поснимать. Пронин развел всех на начала маршрутов, дал контрольное время 22.00 и место встречи.

У нас с Денисом часов не было, и мы, решив не перетруждаться, отправились к месту встречи, едва почувствовав легкую усталость. Вскоре к нам присоединилась тройка одесситов. Как выяснилось, мы впятером снимали одно и тоже, причем второй раз. Кстати, интересная особенность той местности. Там проходят два длинных коридора, которые пересекаются крестом. Однако пересечения нет. Тоесть один проходит над другим.

Как оказалось, время уже десять, и мы пошли к условленному месту. Назад на базу Пронин повел нас через подземный город, где во время войны люди прятались от немцев. В катакомбах были выложены настоящие дома с комнатами, окнами, дверями. Имелись сараи для скотины. Вокруг валялось множество битой посуды.

В лагере, за столом, потекла неспешная приятная беседа. Пили мало, говорили много и долго. Этот вечер был, пожалуй, самым приятным. В небольшой компании всегда проще найти общий язык с людьми, чем в шумной суете большого лагеря.

На следующий день, позавтракав, мы собрали рюкзаки и пошли в обратный путь. Все те же сорок минут согнувшись пополам, и вот он выход.

Ровно в 13.00 группа вышла наверх.

На улице было относительно не холодно и не снежно. Местные жители уже с улыбкой наблюдали за нашими переодеваниями. Потом сорок минут на автобусе, вещи в камеру хранения, несколько часов прогулки по Одессе, поезд, Южный вокзал, дом, работа… Пожалуй, можно ставить точку.

тррр-тррр-тррр
Вход
Логин

Пароль

Запомнить меня



[Регистрация] [Склероз]
Надписи на заборе
Чтобы писать на заборе, необходимо залогиниться.
Цікаво про вино
youtu.be
О, по пути можно к Гоголю gogol-museum.org
Там есть колодец, но уже лет 10 не працуе:
 
Базовый лагерь примерно в этом районе
 
Точные координаты светить в открытом доступе по понятным причинам не стоит, но в октябре было так:
 

 
Плюсы:
 
* очень харизматичное место, приятный лес для прогулок;
 
* почти никогда нет людей, но много оленей и есть бобры;
 
* дрова не безлимитные, но в достатке;
 
* до магазина на Джебеле < 10 минут (в Байраке, это к югу), я и пешком ходил.
 
Минусы:
 
* на месте нет питьевой воды.
 
Особенности:
 
* как видно на карте, лес — круглый, и к месту базы ведут десятки дорог. Есть и для Трансляпов, есть и для Жигулей, но их нужно знать (я могу по карте показать, но пальцем);
 
* в этом году лесорубы как с цепи сорвались — и сам лес радикально уменьшается, и песчаные дороги Зилами расхерачили, так что место, похоже, умирает.
Невпупительное место бурлука - раскрой тему.  В обмен даю фотки: photos.google.com
Спосибо alc
С днем рождения тебя, дядько! Радости, добра и всяческих путешествий и приключений!
Печорский тракт этого года:
 
www.youtube.com
 
В роли мотоциклистов (со второй серии) — Бобас и Теплякова.
Хозяйке на заметку: Голубая Кота сейчас сидит на невпупительном месте базового лагеря какого-нибудь Бурлук-рецда.
Концепция изменилась: в троянде закрылась летняя площадка, поэтому едем в Злобную Грету, ул. Костомаровская, 4.
Господа Жасминовцы, а как насчёт того, чтобы завтра (в среду) собраться в Троянде?
 
Не то, чтобы она была чем-то ауральная, просто имеет те же технические характеристики, что и Жасмин alc
Ога, мы уже три парома нашли _wink
 
Мезин на росії називають Мєзєнь _wink
Я бы хотел. Но у меня нет джебеля и ездить на нем достаточно хорошо не умею( На ТА съездил бы на край Землb
Внезапно, как-то так получилось, что я хочу поехать на Мезень.
 
Примерно как мы с Сержем ездили.
 
Кто хочет/может, давайте обсудим.
 
Но мероприятие состоится при любой погоде _wink
Поздравляю бурлуков с праздничком! С 32 мая!  kan-kan
Приглашаю в гости. Пожарим чего нить на костре
В Золочеве шашель жарят, но в режиме наливайки — через окошко. Посидеть можно разве что на травке )
Да, первые выходные апреля.
 
Слушайте Дэна, а мы поможем.
Вы, наверное, будете смеяться, но в Барвенково появился отличный хостел bat