Тьму-Таракань


Участники: Большие Звёзды, Гиска, Гриша, Лимон, Люба, Слингер, Торпеда, Шрек.

Disclaimer

Если предложить желающим надеть стереоочки, и организовать непрерывную демонстрацию самых интересных для них передач или фильмов, то, полагаю, не найдётся такого зрителя, который высидел бы без отрыва больше недели. Всё дело в физиологии, но не в том смысле, что... Если эти факторы убрать (гипотетически), то всё равно люди не могут без того, чтобы долго не чувствовать хоть что-нибудь на себе лично. Это одна из причин, по которой мне нравится путешествовать.

В детстве я увлёкся фотографией. Родители давали мне деньги, а я покупал плёнку и фотобумагу. И фотографировал. Всё подряд. Очень скоро ящик стола был забит снимками, на многие из которых больше одного раза мне смотреть не хотелось. И не столько в качестве снимков было дело. Хотя, и в качестве тоже.

Полагаю, именно тогда мне пришла в голову мысль, а вернее, ощущение (мысль, ещё не оформленная в слова), что наблюдая природу, можно находить пронзительные сочетания красок, форм, и наслаждаться эмоциями, которые они вызывают. А можно попытаться поймать эту игру природы и воображения на плёнке. Но это два СОВЕРШЕННО разных "занятия".

Второе похоже на музыкальный диктант: вместо того, чтобы насладиться звучанием инструмента, ты стараешься успеть зафиксировать отдельные ноты, терции, квинты, паузы, длительность нот и пауз на нотном стане. Да так зафиксировать, чтобы потом другой хороший музыкант, не знакомый с произведением, смог с твоей нотной тетрадки весьма достоверно его воспроизвести... Так вот, пока ты (с фотоаппаратом или без) "конструируешь" кадр, то упускаешь само ощущение. Потому, что в этот момент тебя заботят ракурс, перспектива, глубина резкости и выдержка, вес световых и сочетания цветовых пятен и что-то ещё нужно решить, иногда очень быстро, чтобы осталась ещё капля времени на окончательный выбор момента нажатия на спуск.

И пусть никого не сбивает с толку то, что в этот момент фотографу, всё же, виден объект съёмки. Ему некогда "медитировать". Он конструирует в воображении отпечаток, снимок, РЕЗУЛЬТАТ, которого ещё не существует. Которого он не чувствует глазами, а только может представить. Он настолько увлечённо перебирает возможные конечные варианты и переходит из состояния оценки будущего результата к составлению алгоритма "как" и обратно, что сам может того не замечать, как мимо "непрочувствованными" безвозвратно проносятся этот, и тысячи других, не менее прекрасных моментов. Не менее прекрасных. И, чтобы всё уловить и запечатлеть, никаких носителей не хватит. И, самое главное, что и не нужно. Никаких безумных количеств памяти не нужно. Кто на эти тысячи и тысячи снимков потом будет смотреть? Никто. Может, сам фотограф? Так у него что ни шаг, то свежее наблюдение. Его мозг, тренируясь, невольно превращается в "думающий фотоаппарат", ежемоментно размещающий рамку на увиденном, вычисляющий алгоритм для получения мнимого кадра и...

- Привет, старик! Сколько лет, сколько зим, как жизнь? - слышишь вдруг голос посреди улицы.
- Здорово, - оборачиваешься ты, ведя параллельный внутренний диалог, - Лёха! (Неплохой ракурс,..). Да уж два года, как не виделись! (...только чуть диафрагму прикрыть,..). Ну, а ты как?! (...и обязательно, чтоб веточки в кадр вошли.)

:) ...

Иногда стоит остановиться, отдохнуть от постоянного "подглядывания" за миром и "разбирания всего на части". Остановиться и насладиться происходящим, не торопясь, целиком.

Если бы я хотел в целом описать полученное ощущение от похода, то мне пришлось бы использовать всего лишь что-то типа "здорово", "клёво", "офигеть".

Но, само-собой, вам читать такое будет не интересно, потому что вы не вынесете из этого описания ничего, кроме одной мысли: кому-то очень понравилось, а мне-то что? Написание хорошего отчёта о впечатлениях в путешествии - это упражнение в разбирании на запчасти ощущения "офигеть", оформлении ощущения в слова. А они мешают воспринимать красоту целого. Вам бы это не читать, а прочувствовать на себе лично. Я-то там был, мне не нужно. Разве что, в плане приведения в порядок собственных мыслей...

И потом, разбирать тоже уметь надо. Да так, чтобы другие потом собрать смогли, как тот, другой хороший музыкант. В ощущение. И почувствовали:"Офигеть!" Это вам не LEGO какое-нибудь :) Наблюдение за природой, дорОгой, людьми и за собой, наблюдающим окружающих, в процессе их наблюдения друг за другом и природой - да тут шизОй пахнет. Это посложнее занятия фотографией будет. Когда уж тут удовольствие получать?

А тут ещё собственные мысли всякие... Зараза, стучать начало где-то, а где - не пойму. Остановиться или нет? И так ведь на поезд опаздываем, может так доеду? Слышь, Лимон, послушай, где стучит? Во! Во! Слышал?! Заедь сзади... Опять!.. Блин, как ты думаешь, что это?.. Хорошо, до заправки, так до заправки. Там действительно хоть освещение хорошее, мож и найдём, а то что мы тут ночью на трассе будем посреди поля... А вы чё на обочине стали, нас ждёте? Как, по голове?... С прицепа?! @ % # № +!.. Ты цел? Ни царапины!? С днём рожденья тебя, Миша. А-ну, покажи шлем...

Текстом этого не передашь. Такое можно только будучи непосредственным участником событий, Ч У В С Т В О В А Т Ь.

Вот так.

Дальше, дело ваше: хотите читать - читайте. Но, как говорится, рассказ поставляется "as is", и автор снимает с себя всякую ответственность за любые несовпадения с действительностью и невозможность верно интерпретировать текст.

3.04.05.

Перед любыми, более-менее долгими велопоходами, неплохо прокатиться недалеко от дома, чтобы убедиться, что ты сам, твой вел и спутники :) готовы. Поскольку, некоторые из участников будущего велопохода по Таманскому полуострову ещё не были на самой высокой точке харьковской области (236,5 м), было принято решение совместить "скатку" с "покорением вершины", тем более, что дистанция была подходящей для поездки на один день: Харьков, Золочев, Лютовка, "вершина" и обратно.

На самОй "вершине" когда-то стоял "триангулятор", или как это там называются такие штуки, которые раньше использовались при подготовке топографических карт. Но его, вероятно, сдали на металлолом. Остались от него только ножки без рожек. "Вершина" располагается посреди перепаханного поля, поэтому взобраться на неё и не изговнять обувь и одежду, нельзя. Однако четверо из одиннадцати поросят, разувшись и подкатив штаны, с дикими воплями взобрались на пупырь, где и отметили это событие коньяком.

$4 $4

$4 $4

Хотя, кричали они, как мне думается, не столько радуясь достижению цели, сколько от холода, ломившего ноги. После отмывания ног в снегу, все слегка перекусили и покатили в Харьков. Вернулись домой потемну, часам к 10 - 11 вечера. На подготовку к Тамани оставалось четыре дня.

7.04.05.

Харьков

81-й отправляется вечером, в начале десятого. После рабочего дня остаётся время, чтобы посетить парикмахерскую, а дома хорошо побриться и плотно поужинать. В следующие четыре дня сделать ни того, ни другого, не удастся.

Кто-то сегодня не там просверлил отверстие в шкафу заказчика, и фургончик, развозящий мебель, слегка запаздывает собрать всю компанию по городу. Поэтому некоторым придётся ехать к вокзалу собственным ходом, а потом разбирать и упаковывать вел в чехол для перевозки прямо под колоннами. На вокзале нас встречают провожающие. Они помогают дотащить до вагонов вещи и велики. В разобранном состоянии на третьих (багажных) полках умещается ровно четыре велосипеда. Мы полностью занимаем два купе плацкартного вагона и они (купе) погружаются в полумрак, поскольку чехлы заслоняют плафоны под потолком. Вещи уложены.

Пьём пиво на перроне. Проводница просит занять места. Прощаемся. Вагон незаметно поплыл. Допиваем пиво и ложимся спать. Завтра рано утром пересадка в Джанкое на электричку в Керчь. На ночь-утро выставляются будильники и отключаются телефоны, особенно те, в которых стоят старые малоёмкие аккумуляторы. Иначе трубка будет всю ночь активно общаться с сотами, расположенными по пути следования поезда, а к утру обнаружится, что её аккумулятор за одну ночь прилично подсел - проверено.

8.04.05.

Джанкой.

Пятница. Кажется, пять утра. На перроне зябко, особенно после тёплого вагона. Резкий свет фонарей. Над вокзалом с эхом разносятся лязг и грохот сортируемых вагонов, громкая (но неразборчивая) связь, объявление о прибытии поезда. Мы сонные. Пахнет шпалами, углём, туалетом, пирожками, чем-то ещё – в общем, вокзалом. Одолевает ощущение нереальности происходящего. Покупаем билеты в Керчь. От Джанкоя к Керчи идёт одноколейка, и поезд подолгу стоит на станциях, пропуская встречные поезда. То ли за маленькую скорость, то ли ещё за что, местные называют электричку трамваем. Несчастные 150 километров "трамвай" преодолевает за шесть часов. Грех не поспать ещё.

Керчь.



$4 $4

Выгружаемся и приводим велосипеды в рабочее состояние прямо на перроне. На это уходит около часа. От вокзала до парома порядка двадцати километров, дорога прямая, никуда не сворачивать. Гриша, наш туроператор, узнал в инете расписание парома - вроде бы должны успеть. Трогаемся. Светит солнышко, но воздух прохладный. Едем со скоростью черепахи в два ряда, нарушая ПДД - в один ряд скучно.

На ровном месте Лимон умудряется зацепиться рулём за багажник Владимирова. Новые контактные педали, которые «весьма облегчают педалирование», не дали Лимону вовремя выставить ногу на асфальт, и он просто рухнул на правый бок. Хорошо, что за ним никто из нас (и вообще никто вплотную) не ехал, и свалки не получилось. Велотуфли из таких педалей при определённом усилии выстёгиваются сами, как ботинки из лыж у горнолыжников. Чтобы выстегнуть ногу в обычной ситуации, нужно просто отвести пятку вбок. Но при падении человек рефлекторно пытается выставить ногу по направлению падения, а не выстегнуть ногу. Поэтому нога остаётся прикованной к педали, а «вся конструкция» :) падает. Лимон уже три года пытается купить шлем, но, то размер не тот, то фасон, то вес. На голове наверняка будет шишка, добавится пара синяков и ушибов. Но, не жалуется. Отряхнулись и едем дальше.

Перед таможней дорога резко теряет высоту, и самые быстрые из нас разгоняются с горки за шестьдесят. Тут нас поджидает сюрприз. Мы видим верхнюю палубу парома, возвышающуюся над домиками, но поскольку таможенные процедуры занимают некоторое время, то где-то за пол часа до отправления таможня прекращает пропускать народ на паром. Мы не успели. Следующий паром через два часа. У нас есть свободное время.

В маленькой кафешке заказываем борщ, второе, кто хочет - винца. Кто не успел - меняет гривны на рубли: в России этого сделать не удастся. Это странно, но мы не встретили в России ни одной обменки. Говорят, что в России обменять валюту можно только в отделении банка при наличии паспорта.

Таможенная декларация вызывает у нас много вопросов. К примеру, что за "зверь" велосипед: транспортное средство или предмет спортивного снаряжения? До какой суммы валюту можно не вписывать в декларацию? До какой степени можно быть нетрезвым, чтобы пройти таможню без осложнений :) ? Наконец все формальности на украинской таможне улажены, и нас пропускают к месту ожидания парома у причала.

Солнце, море - идиллия. На горизонте видна "заграница". Молодой погранец курит и ловит удочкой с причала бычков. Тут же рождается каламбур о том, что пограничник бросает бычки в воду, а потом ловит их. Вдалеке виднеется паром, он медленно идёт в нашу сторону.

$4 $4

За спиной у меня происходит нечто такое, что вызывает интерес у многих. Я оборачиваюсь и вижу странное зрелище. Приличных размеров собака стала передними лапами на урну, сделанную в виде пингвина, наклонив её к себе под 90 градусов, а затем залезла с головой в рот пингвину и начала там чавкать, что вызвало сходство с голодным птенцом и кормящим родителем.

Гриша успел выхватить фотоаппарат и запечатлеть происходящее. После этого он успел сделать ещё один снимок, как услышал окрик погранца: "Спрячьте фотоаппарат!" Оказывается, здесь всё очень секретно, и нельзя пользоваться ни видео/фотокамерами, ни мобильниками, ни азбукой Морзе.

Лимон начал возвращаться в нашу реальность, и Костя стал шутя подначивать его: "Лимон, держи себя в руках, не позорь нацию, а то тебя заберёт злобный пограничник, и ты никуда не уедешь". Погранец, которого мы совсем не думали цеплять, услышал фразу про "злобного пограничника" и стал оправдываться: "Я не злобный, я просто исполняю свой долг!" Вот уж кого мы совершенно не хотели обидеть, так это солдата срочной службы, в чём тут же стали его уверять. Просто детский сад какой-то. В общем, мы развлекались и общались, пока не пришвартовался паром.

Кто не знает, керченский паром позволяет автотранспорту заезжать как с носа, так и с кормы. Но быстро плыть он может только носом вперёд. Поскольку на российской стороне паром причалил к берегу носом, и заехавшие машины стали в нём фарами к корме, то для того, чтобы они на украинском берегу легко съезжали на берег (не задним ходом), перед самым берегом паром сделал крутой разворот на 180, и причалил к нашему берегу кормой.

Когда с кормы парома стала наклоняться тяжёлая стальная плита (не знаю, как она правильно называется), чтобы превратиться из борта в "мостик-с-парома-на-берег", за ней мы увидели плотные ряды человеческих голов. То, что произошло дальше, напомнило мне слегка фильмы о белой эмиграции. Как только плита коснулась берега, толпа ринулась на берег бегом к пропускному пункту. Бабки с кошёлками, мужички, женщины, дети – все.

“Дикость какая,”- подумал я, не предполагая ещё, что на обратном пути мы сами будем в этом участвовать. Но на этом действо не закончилось. Автомобилистам было объявлено, что съезжать с парома без разрешения погран. службы воспрещается, и мы снова прислонили велики к заборчику. А всё дело, видимо, в том, что таможенники сначала пропускают "пешеходов", затем калитка закрывается, открываются ворота, и те же самые таможенники переходят на досмотр автотранспорта. Поэтому автомобилистов держат на пароме, пока не пропустят всех, кто идёт через калитку. Костик, который поездил по миру немало, заметил, что в Турции, к примеру, сотня - полторы челноков с огромными баулами проходит таможню в течение десяти минут, а тут всего-то тридцать человек, а время идёт и идёт...

Паром.

Наконец мы внутри, все авто загнали на нижнюю палубу, и паром отчалил. Лимона, который до этого пытался найти точки соприкосновения собственного сознания с окружающим миром, вдруг "пробило на хавчик". Борщ-то он проспал! Тут, откуда ни возьмись, появилась бабка с горячими сардельками, горчицей и т.п., и прямиком к нему - как знала. Если бы не чуткость Гиски, он бы заказал по паре сарделек на каждого, плывущего на пароме. Когда количество заказанных сарделек было уменьшено до четырёх, оказалось, что стоят они по четыре гривны за штуку! Не хило!

$4 Свои золотые сардельки в горчице Лимон пристроил в пластиковом блюдце на багажник белой семёрки и тут же собрался их точить. Когда мы согнали его с багажника чужой тачки, он с минуту покрутился, и, не найдя сколько-нибудь подходящего места, снова стал пристраиваться обедать на семёрку, но уже поближе к водителю. А сардельки упругие, горячие, в горчице вымазались, скользкие, да и оператор вилки не вполне ещё трезв – так и норовят на капот выскользнуть. Хозяин машины был мрачнее тучи. Ещё бы, ведь ему достался билет на представление в первом ряду: он наблюдал это издевательство из кабины собственного авто.


А в это время корпус парома стал заметно вибрировать. Он набрал приличную скорость, что можно было определить по проносящимся мимо буйкам, а Люба с Гришей снимали всё происходящее вокруг на видео и фото.

Не знаю, кто увидел первым, но увидел: с нами ехал Казанова. Я спросил Костика, какой ещё Казанова?

$4 $4

        - Да вон, на верху!
        - Где?
        - Мне что, пальцем тыкать?
        - Да куда смотреть-то?
        - Ты что, совсем темнота, телевизор не смотришь? Дукалис! Казанова!
        - А,- сообразил я… Не-а, не смотрю.
        - Пойду, автограф возьму.

Возвращается довольный. Говорит, после него к Казанове подскочила тётка, но ничего другого не нашла, как подсунуть артисту для автографа чистый кроссворд, на что тот молниеносно отреагировал вопросом: "Что, разгадать?" :D

$4 $4 $4

$4 $4 $4

Ещё не поздно вернуться :)

На российской границе таможенники запускают по несколько человек в помещение для оформления документов, после чего дверь закрывается на замок, оставляя ожидающих в очереди на улице. Но с улицы вся процедура оформления хорошо видна, т.к. в этой двери стекло на всю дверь. Так вот, Лимон проскочил внутрь с первой партией, но не учёл немаловажный факт: для оформления документов необходимо предъявить удостоверение личности, а паспорт оказался в гискином рюкзаке, которая не успела проскочить с первой партией. Когда Лимон осознал своё положение, то стал пытаться открыть запертую дверь, чтобы взять паспорт у Гиски. Ради оправдания, скажем, что Лимон не заметил, как дверь закрывали, а поэтому считал её открытой, но заклинившей. Но таможенники не знали, что Лимон ничего не знал. Им показалось, что Лимон пытается выломать дверь. Честно говоря, нам с другой стороны двери показалось то же самое. Тогда два таможенника стали отдирать его от двери. А пальцы у Лимона цепкие, скалолаз как-никак. С перепугу он вцепился в ручку ещё сильнее. Поэтому, получилось, как в той сказке: Лимон - за ручку, таможенники - за Лимона. Тянут–потянут - выломать не могут. Слава богу, дверь крепкая оказалась. Ситуацию прояснили, дверь осталась цела.

Итак, вот ОНО! Мы в России, на Таманском полуострове. Формальности позади. Путешествие начинается.

Коса Чушка.

Наберите в поисковике "Тьмутаракань". На вас обрушится бездна сведений. Вы даже сначала растеряетесь, как правильно это пишется. Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань, Тму-Таркан, Мотарха, Метраха, Матрига, Матрика, Маритандис и, кажется, Гермонасса и Хункала - ужас! Я не знаю другого такого города. Хотя, что я знаю? А ведь это ещё и переводят каждый на свой лад! Затем вы обнаружите, что не всем вполне ясно, где именно этот град Тмутаракань находился. Одни кивают на Тамань, другие – на Астрахань, третьи на Рязань, четвёртые – вообще в Болгарию, кажется. В письменных источниках Тмутаракань выступает то как княжество, то как град (столица), то как остров. Даже те историки, которые уверены в том, что Тмуторокань была где-то здесь, на Таманском полуострове, до сих пор не уверены, где именно она (он - город) находилась! Пытаясь разобраться во всём этом «буреломе истории» и просматривая инет в поиске возможных достойных примечательностей, мы наткнулись на следующий текст:

"Тогда въступи Игорь князь въ злать стременъ и поЪха по чистому полю Солнце ему тьмою путь заступаше, Нощь стонущи ему грозою птичь убуди, Свисть звЪринъ въста Збися дивъ - Кличет връху древа Велить послушати - земли незнаемЬ, ВлъзЬ и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, И тебь, Тьмутороканский блъванъ"

Ну, конечно! Вот же они, точные координаты острова -Тьмутороканский блеван! Ведь Таманский полуостров весь покрыт грязевыми вулканами, которые с незапамятных времен у местных жителей называются "блевачками", "блеваньками" и "блеваками" Да что там местные жители? У Ф. А. Щербины, в его двухтомном труде "История Кубанского Ка-зачьего войска", Екатеринодар, 1910 г, т 1, на странице 14, под фотографией грязевого вулкана, имеется надпись "Грязевой вулкан "Сопка Блевака". Кроме того, на современных картах Таманского полуострова, возле косы Чушка, есть надпись "Вулкан Блевака."


Автор этого текста выдвигает версию о том, что в "Слове о полку Игореве" главной приметой Таманского полуострова является не какой-то там огромный идол (Тмутороканский болван), а грязевой вулкан (Тмутороканский блеван). Хотелось бы услышать комментарий специалистов ;-) На нашей генштабовской карте тоже обозначен вулкан Блевака, и он от нас в нескольких километрах: ну как не заехать!?

Едем и внимательно поглядываем вправо, чтобы не пропустить вулкан. А справа желтые "камыши" и между ними проплешины чистой воды отражают синеву неба. Птиц неимоверное количество, в основном водоплавающие. Я таких раньше не видел, разные, названий не знаю. Ага, вон цапли. Сколько их там, боже-ш, ты ж можешь! Маленькие, какие-то, просто карлики. У нас на Донце гораздо крупнее. На табличке возле дороги надпись: "…отстрел и… категорически запрещёны". Теперь понятно, как они тут выжили.

Когда вдалеке показался весьма выпирающий на общем абсолютно плоском фоне холмик, поросший травой, всем стало ясно, что это и есть та самая Блевака, потому что никаких других "неровностей" здесь нет. Вот только туда не на великах, а на лодке плыть надо через плавни. Уже распрощавшись с идеей посетить вулкан, проезжаем мимо него метров двести, и тут видим съезд с дороги в "камыши". Сомнений нет: к вулкану. Сворачиваем. Грунтовку перегораживает протока метров шесть в поперечнике.

Глубина не большая, но точно на глаз не определить. Первым едет Гриша. В самом глубоком месте вел касается цепью воды. Обувь и низ велорюкзака намокли. Остальные с переменным успехом повторяют Гришин манёвр. Решаю снимать кроссовки. Носки запихиваю внутрь кроссовок, шнурки связываю между собой и вешаю кроссовки на шею. Еду босиком, на мне велосипедки-шорты, поэтому намокнуть нечему, разве только упасть. Остальные, кто не намочил обувь в первой протоке, делают это во второй, более глубокой. Дальше грунтовка посуху доходит до вулкана. Переключаемся на мощную передачу и без остановки закатываем наверх.

На верху скудная травка, причём, очень колючая (для моих босых ног). Никаких признаков грязи, никакого бульканья. Просто плоский сверху бугор, поросший колючей травкой. Гриша показывает на трубу, торчащую на двадцать сантиметров из земли, и объясняет: "Это геологи бурили. Причём, глубина бурения не превышала двухсот метров". А из чего такой вывод? А из того, что порода в скважине "плывёт", и вынуть бур, который ушёл глубже двухсот уже нельзя, а труба пустая - бур вынули. И вообще, бур дорого стоит, чтобы просто так сверлить глубокие скважины и бросать его.

Гриша - гидрогеолог по образованию. Рассказывает много интересных вещей. Только в данный момент меня сильно отвлекают колючки, впившиеся в ступни. Как только мы возвращаемся на дорогу, я сажусь на асфальт и начинаю их выковыривать. На некоторые не хватает времени. Те, что колют не сильно, оставляю до вечера - сейчас некогда, нужно ехать. Обуваюсь, и едем дальше. Меня мучает вопрос: "Что лучше: ехать в сухой обуви, но с занозами в ногах, или без заноз, но в мокрой?" :)

Мы всё ещё едем по косе со смешным названием "Чушка". Интересно, что оно значит? Дорога - асфальт с "пунктиром" по центру. Сзади нас догоняют красные Жигули, водила сигналит изо всех сил. Это, типа, Гриша с Любой едут в два ряда и сильно ему мешают. Но Люба вообще-то едет по обочине, а Гриша чуть дальше от обочины, чем остальные. Навстречу едет ещё одна легковушка, но до неё достаточно далеко. Жигули, с эффектом Допплера, истерически сигналя, проносится в двадцати сантиметрах от Гришиного руля. Без всякой надобности, просто злой водила за рулём. Я еду следом и всё вижу. Скорость не менее 130, а может и больше. Кто не испытывал, не поймёт. Гриша показывает вслед этому мудиле fuck, после чего тот перестаёт куда-то спешить, быстро тормозит, и начинает сдавать назад - увидел :).

Когда водитель выходит из машины... выходит?.. да он просто выпал, пьяный... то оказалось, что это таможенник (в форме). Глаза красные, на ногах еле держится. От подонка несёт водярой. В таком состоянии дальше ближайшего ДТП самостоятельно не уедешь. Как он при этом смог увидеть Гришин жест - загадка. Излагать мысли ему было тяжело в виду его состояния, поэтому он поделился с нами эмоциями, которые он испытывает по поводу различных жестов, а мы пожелали ему... в общем, ничего такого. После чего таможенник откланялся и отбыл восвояси, и мы тоже покатили дальше.

$4 На повороте за стрелкой стоит пост ГАИ. А за постом въезжающих встречает баннер с картой Таманского полуострова. Очень, кстати, приятно посмотреть на карту и увидеть там подсказку о какой-либо занятной штуке, которая может встретиться нам по пути.


Поскольку вулкан Блевака не оправдал наши надежды измазаться в грязи по уши, мы укрепились в мысли, что грязевой вулкан союзного значения Синяя Балка, который на баннере шёл под номером шесть, должен войти в обязательную программу.

Вечереет. Заезжаем по дороге в магазинчик, сбрасываемся и покупаем еду на вечер и утро. Потемну съезжаем с дороги в лесополосу из акаций - больше стать негде. Ставим палатки. Едим и ложимся спать.

9.04.05.



Без четверти семь. У остальных работа начинается гораздо позже, и по режиму им ещё спать и спать. Бужу всех. Сегодня у нас целый день езды, расслабляться будем вечером, если успеем. Быстро готовим завтрак, параллельно сворачиваем лагерь, точим, собираем велы, которые лежали разобранными (без переднего колеса и педалей) в тамбуре. Собранные они не помещаются в палатке, а на улице оставлять их нельзя, случаи, говорят, были. Поехали. Гриша за весь день трижды сменит камеру заднего колеса. Только утром следующего дня он найдёт колючку акации, засевшую в покрышке после ночёвки в лесополосе. Но до конца дня ещё далеко.

$4 $4 $4

Делаем короткую остановку на краю громадного брошенного карьера. Что тут добывали - не известно. Может быть песок? Он здесь кругом. Под нами внизу одноколейка, плавной дугой выходящая из карьера. Её местами прикрыло дюнами, на которых кое-где уже успела прижиться травка. Пока стояли в лагере, было тепло, и никто (я) по человечески не оделся. Как поехали, сразу стало холодно и захотелось пододеть что-то непродуваемое. Проезжаем несколько сёл.

$4 $4 $4

По дороге увидели барельеф в стиле соц. реализма и решили обогатить его смысл: Костик - как лучший сын Таманского полуострова. Кстати, родом он отсюда, так что никакого противоречия мы здесь не увидели. Зато его могли увидеть проезжавшие мимо ППС-ники. Так что Костику пришлось резко спрыгнуть и мы, пока машина не скрылась за поворотом, по совету Гиски, пытались делать умные лица.

$4 Въезжаем в станицу Тамань. На въезде видим остатки крепостного вала и водяного рва древней крепости Фанагория (второй по величине город Боспорского царства после Гермонассы). Не могу удержаться, чтобы не заметить, что на её территории была найдена литейная форма для снарядов пращи, которая, вроде бы, хранится сейчас в Эрмитаже. Снаряды отливались из свинца и иногда на них делали надписи, по типу наших «За Родину, За Сталина!» или «Получи, фашист, гранату!» :) Вес этих свинцовых снарядов был порядка 30-40 гр.


Мы осматриваем крепость издалека и бегло, потому что напротив, через дорогу - ВИН. ЗАВОД с магазином! Осматриваем подробно. Кто хочет, берёт к обеду бутылочку. В Тамани есть несколько музеев, в том числе археологический, куда в виду напряжённого графика мы к сожалению не попали.

$4 На городской набережной стоит хибарка Лермонтова. Стены выкрашены белым, по дорожкам, выложенным из камня, ходят экскурсии с иностранцами. Правду сказать, никто и не скрывает, что настоящий домик, в котором жил М.Ю. Лермонтов, не дожил до наших дней.


А не дожил, потому что море не знало, ЧЕЙ это домик. Оно подмыло берег и все обрушилось в воду. С тех времён, полагаю, Тамань сильно изменилась во многих смыслах. Топить нас никто не пытался, разве что в вине. Но мы уже втянулись в работу, и пить вино не особо хотелось. А вот поели мы там очень даже неплохо!

Поскольку "не сезон", то хозяева кафешки разрешили нам занести все восемь великов в зал, сдвинуть столы для еды в один общий, и дали розетку, чтобы Гриша смог подзарядить свою видеокамеру. Костик, который попытался восстановить воспоминания детства, расспрашивая хозяйку заведения о дороге, нечаянно узнал, что Бугазская стрелка, по которой мы ещё сегодня собирались проехать, может быть прокопана поперёк. Такой канал прокапывают каждую весну для того, чтобы рыба зашла из Чёрного моря в Бугазский залив на нерест. Вот это номер! А мы как же? Ведь именно по этой тоненькой ниточке на карте с названием Бугазская стрелка Гриша с Лимоном и проложили маршрут!

$4 $4 $4

С этого момента Костик начал доставать местных жителей расспросами. На картах, которые мы взяли с собой, или ничего не было нарисовано, или был нарисован мост через один из двух каналов. Ответы мы получали, прямо скажем, противоположные. Одни говорили, там сплошной песок, вы не проедете. А если и проедете, то упрётесь в канал и повернёте назад. Другие говорили, конечно, проедете. Да, на таких великах, как у вас, проехать стрелку - раз плюнуть. Да там и дорога есть.

Ситуация была такова: если мы проедем стрелку, но не сможем преодолеть канал, то у нас:
  1. Будет ночёвка без еды, а главное - без пресной воды;
  2. Мы не успеваем на работу во вторник утром.


Решили так: поскольку мы хотели получить удовольствие, то и будем его получать. По полной программе.

К берегу мы скатились по длинной (километра два) грунтовке. Противный скучный асфальт закончился. Прямо за развалинами у берега возились с сетями рыбаки. Костик решил узнать о канале у рыбаков. Один рыбак с искренним непониманием спросил Костика: "А на%уй вам так ехать, если можно объехать вокруг по асфальту?" Объяснить это действительно было не просто :)

Костик, как мне показалось, (и я тоже, поскольку мы в поезде повторяли эту фразу не раз) среагировал у себя в голове штампом: "А мы лёгких путей не ищем". Но, почему-то ответил: "А нам лёгкость не нужна". Рыбаки, переглянувшись, искренне подивились ответу. Однако общее внимание отвлёк радостный вопль кого-то из наших впереди: "Р-р-р-а-акушки-и!!!" Я представляю, какими идиотами мы выглядели.

$4 $4 $4

Озеро Солёное, с «уникальной» по своим свойствам грязью, по берегам которого действительно кое-где отложилась соль, было потрясающе мелким. От этого уменьшение уровня воды в озере на сантиметр вызывало смещение кромки воды на многие метры. При этом на суше оказывалось много рапанов. Их белые "костяшки" были хорошо видны на фоне тёмного высохшего дна. Вся толпа на велосипедах ринулась наперегонки, в погоне за самыми красивыми экземплярами. Один рыбак не выдержал, сел на мотоцикл и проехался параллельным курсом, чтобы понаблюдать за цирком.

9.04.05.



Мы проехали по сухому дну озера на другую его сторону, быстро проскочили базу отдыха, после чего дорога вывела нас на пляж, где внезапно ОБОРВАЛАСЬ !!! Вот это жопа! От такой неожиданности, хочешь - не хочешь, заскучать можно. Народ побросал велики перед пляжем, и с видом развлекающихся людей стал пускать "жабки" по воде, собирать мелкие ракушки, фотографироваться - в общем, впал в лёгкий ступор.

$4 $4 $4

Ещё бы, по сыпучему песку не ездят. По сыпучему песку идут пешком и ведут велики за руль. Тридцатник (правда, на самом деле оказалось 13 км) пешком по пляжу с велосипедами в руках с предположительной скоростью 3 км/ч - так это 10 часов ходьбы! А не кисло будет, если в конце стрелки действительно прокопали канал?! Тогда мы уставшие, без еды и воды глубокой ночью ставим там лагерь, и ночуем на голодный желудок после дня приличной физической работы. А на утро, голодные, сворачиваемся, и п...дячим обратно! Не-е-т, пешком - не вариант. Нужно пробовать ехать. Только вот где? Идея приходит сама собой: по линии прибоя.

$4 Мокрый песок не проваливается под колёсами... почти. Выясняется, что по другой стороне стрелки таки идёт дорога, карта не наврала. Пытаемся передвигаться (другого слова не подберу) по дороге, но после пары сотен метров возвращаемся к берегу, там, худо-бедно, можно ехать. По левой стороне от нас стрелка, по правой - море. Переднее колесо не грузнет вообще. С задним хуже. На заднем колесе практически весь вес велосипедиста, да багажник в придачу.


$4 По линии прибоя песочек гладенький, никаких неровностей. Это позволяет приспустить камеру заднего колеса (для увеличения площади опоры, чтобы меньше грузло колесо). Но на некоторых участках пути изгиб береговой линии и направление ветра таковы, что волна намывает рыхлые крупные песчинки, в которых грузнет даже Люба - самая лёгкая (килограмм 40 с велосипедом :P ) участница группы. Более тяжёлым участникам гораздо тяжелее лёгких. Некоторые участки приходится преодолевать пешком.


Обувь у всех мокрая насквозь. Тент от палатки у меня на багажнике тоже промок. Вода в море ещё прохладная. Гиске, которая после асфальта не приспустила седло пониже для езды по пересечёнке, удалось загрузнуть в песке и сойти с велосипеда (по своей привычке вставать с вела в сторону цепи) вправо так, что она стала единственным участником похода, который купался в море.

Цепь похрустывает песком. Песок слетает в брызгах воды с колёс и облепляет весь вел, ноги. Кто-то жалуется, что песок хрустит на зубах. Раззявы :). Впереди по пути взлетели четыре чайки. Возле чего это они сидели? Что-то на бревно похоже. А… нет, не бревно это. Подъезжаем ближе - дохлый дельфин. Здоровенный был, метра полтора в длину. Глаза ему чайки выклевали. Это мы им пировать помешали.

Вылезли на дюну, глянуть, далеко ли ещё - в двух километрах видим какие-то домики. Неужели так быстро кончилась стрелка? Крутим педали дальше. Да нет же, это та самая канава, через которую рыба заходит на нерест. Ура! Мостик! Навстречу с лаем выбегают крупная овчарка и шавки неизвестной породы помельче. Выходят из дома два мужичка.

      - Вы откуда?
      - Из Харькова.
      - Да ты что, а у меня кум на Даниловке живёт!

Несколько минут поджидаем отставших, за которые успеваем узнать у сторожей, что весной рыба заходит в залив на нерест. Поэтому над каналом так много чаек. Залив мелкий, быстро прогревается, а в тёплой воде образуется больше корма. Малёк подрастает в заливе всё лето, а осенью рыба уходит из залива, в котором вода становится холоднее. А домики эти для рабочих, от хозяйства. Когда надо, они приезжают сюда и подновляют канал. Овчарка, которая опасливо тыкалась мне в ногу мокрым носом, и, вроде бы, почти успокоилась, неожиданно подскочила к Гискиному рюкзаку, и разорвала карман. С чего бы это? По последним данным, до конца стрелки километров пять. Потом начинается АСФАЛЬТ! Люба оторвалась от основной группы километра на полтора и ждёт нас сидя на бревне. Постепенно подъезжают остальные.

$4 К вечеру сильно похолодало. Стрелка кончилась, и можно надеть тёплые сухие вещи, у кого есть - воды под колёсами больше не будет. Сменной обуви нет ни у кого.


Въезжаем в деревню потемну. В магазине продавщица с неприязнью рассматривает нашу обувь: придётся мыть пол. Затариваемся и едем искать место для ночёвки. У Гриши в третий раз спускает камера, и он быстрыми, отточенными движениями, при свете фар, делает замену. Три прокола на разных камерах в одном месте - явный признак того, что в покрышке засела колючка.

10.04.05.



$4 $4 Просыпаемся и осматриваем, куда ж это нас занесло в темноте. Приличный склон, где стоят палатки, плавно превращается в обрывчик у берега моря. Рядом мелкие кустики тёрна. Не так уж и плохо переночевали. Сегодня мы должны успеть переплыть государственную границу и заночевать под Керчью. Дорога должна быть лёгкой - сплошной асфальт. Дистанция - около ста.


Выезжаем. Бронников по дороге устраивает гонки с группой тренирующихся шоссейников. Если бы Бронникову снять с багажника груз, да поменять вел на шоссейный, думаю, равных ему на коротких дистанциях не нашлось бы.

Едем мимо рисовых чеков, подпаленного "камыша", мимо коровника, мимо огородников. Пахнет то морем, то углем, то навозом - деревня. А вот дорога иногда лучше, чем… даже сравнить не с чем. У нас в Харькове таких дорог нет. Временами гладкая, как теннисный стол, разметка везде новая. По обочинам, через каждые десять метров, по "сплошной белой" натыкали светоотражающие колпачки высотой с пол сантиметра. Даже на крутые горки заезжаешь легко. Ето кайф.

Костя умчал вперёд, и поднимается по дороге вверх. А мы ещё только начинаем спуск по этой стороне склона. Всё видно, как на ладони. Наблюдаем такую картину. На шоссе, не известно как, забрела корова. С обеих сторон трассы ограда с катафотами - корове деться некуда. Мчащие на скорости автомобили напугали её. Шарахается она то туда, то сюда. А тут Костик на велосипеде в гору прёт (в красной футболке, кстати). Тут корова как скакнёт к нему! Да ещё и головой неприятно так мотнёт, на рога поддеть хочет! Костик сначала резко вильнул от коровы к обочине, а потом как нажмёт на педали, чуть цепь не порвал. Мы эту корову объезжали как можно дальше.

По низинам иногда виднеются "качалки" - похожие на гигантские кирки-маятники штуки, которые выкачивают нефть из земли. Это и есть начало Кавказских гор. Эти горки постепенно превратятся в настоящие горы. Но мы их не зацепим. В Темрюк решаем не заезжать. Времени нет, да и в город въезжать не очень-то хочется.

Водители на дороге приветливые. Многие встречные улыбаются и сигналят. Узнаём несколько автомобилей, которые переплывали с нами на пароме. Они нас тоже узнают и машут. Приятно. Нет-нет, водителя на белой семёрке мы не встретили :) Тоже, хорошо.

Проезжаем Пересыпь. Помните, из песни про "шаланды, полные фекалий": "Но и Молдаванка и Пэрэсы…". Так вот вам моё мнение: не смотря на то, что некоторые поют не "по блатному" "Пэрэсы", а вполне литературным языком "Пересыпь", всё равно это район Одессы, и к нашей Пересыпи никакого отношения не имеет.

В центре Пересыпи стоят рядом два "дядьки-Барвинка", как их называет Лимон. В наших деревнях "дядьки-Барвинки" обычно стоят возле памятных стел или вечного огня и держат в руке меч, иногда вместо меча у них на руках маленькая девочка или автомат. Их поотливали по одному шаблону, и они похожи друг на друга, как близнецы. Эти же не похожи ни на что. Во-первых, один "дядько-Барвинку" женского пола. Во-вторых, оба они держат за жабры приличных размеров бетонных осетров (заметьте, не кефаль!). Причём, у мужика осётр в полтора раза больше. Во второй руке у мужика невод (тоже бетонный). А вот второй руки у "тётки-Барвинихи" нет, отбили. Видать, что-то полезное держала.

$4 Через два километра заезжаем в деревню с нежным названием "За Родину". Именно здесь по сведениям всемирной паутины (и замечательного баннера) находится знаменитый грязевой вулкан "Синяя Балка". На плакате написано, что вулкан не грязевОй, а грЯзевый. Но, нам лишь бы грязь была.


Подъезжаем к заборчику вокруг "вулкана", и видим мутную лужу! Именно лужу, потому что… Вероятно, потому что весна, и в вулкан натекло талой воды. Костик выдвигает версию, что грязь просто отстоялась, т.к. её никто не трогал с прошлой осени.

$4 "Взба-а-алтнуть! Надо взба-а-алтнуть!" - кричит Костик. Он бегает по колено в воде по затопленным мосткам и тыкает дровенякой вглубь. Однако, к общему удивлению, дровеняка полностью уходит вниз вместе с рукой. Когда же её извлекают на свет, оказывается, что до грязи метра полтора. Как ни крути, а измазаться в лечебной субстанции, не утонув, не удастся. Облом. Пришлось отковырять чуть-чуть грязи под берегом - хоть ладошки измазать.


$4 Грязюка оказывается невероятно жирной. Намазать её - дело пяти секунд, а вот смывать приходится долго. Костик и Бронников мажут друг другу ноги. При этом они эротично стонут и утверждают, что их ноги ощущают невероятный прилив энергии :)


После перекуса на пустых каменных рядах местного базарчика, "добиваем" последние километры. Круг замкнулся. Вот пост ГАИ, затем знакомый вулкан Блевака. После него - таможня у парома, и пиво с креветками.

Ночной пролив смотрится совершенно иначе. Оба берега в огнях. Проносимся мимо землечерпалки. Даже ночью она продолжает свою монотонную работу. На палубе сквозит холодный ветерок. Паром приходит к украинскому берегу и опять делает разворот на 180 градусов, перед тем как причалить. Вся территория таможни хорошо освещена. Начинает опускаться стальная плита. Весь народ столпился у прохода, с великами не протиснуться. Да и не надо.

Как только толпа рванула к КПП и освободила проезд, мы, не сговариваясь, догнали и обошли толпу по большему радиусу и прикатили к калитке первыми. Ну, вот, а говорил, «дикость, дикость» :) Тоже мне, цивилизация. Таможенники откровенно ржали, наблюдая как Бронников, в лучах прожекторов торпедой вылетел из-за поворота, а за ним и остальные, обгоняя бегущих тёток с торбами. На обратном пути таможенные процедуры заняли считанные минуты, и скоро мы поднимаемся на крутую горку, вверх по асфальту. Нужно найти место ночёвки, а завтра с утра успеть на "трамвай" до Джанкоя. У всех включены фары и мигалки. Из темноты, с обочины вдруг раздаётся мужской голос: «А знаешь слово с шестью буквами «ы»?» Мы не знаем. Но вопрос риторический. Вдогонку слышим ответ, а затем - женский смех: «Вылысыпыдысты!» :)

$4 $4

Между портом и городом есть очень небольшой участок, на котором можно поставить палатки. Преодолев подъём, мы сразу начали искать съезд с дороги. Гриша нашёл очень хорошее место - ровное, не видимое ни с окраин Керчи, ни с дороги. Единственный недостаток был в том, что это место было стихийной городской свалкой. Но это мы поняли уже только утром. А ночью удивлялись, с чего это неподалёку от нас из машины бутылки (судя по звуку) выбрасывают?

Дальше - дорога домой. Весь день мы ехали в "трамвае", где предавались чревоугодию. А ночью погрузились в вагон, чтобы в пол шестого утра выйти из него на Южном вокзале.

В качестве послесловия.


Полная карта маршрута лежит [здесь] (~4.5 M)

Паром отнял у нас приличную сумму денег, больше, чем билеты до Джанкоя. А на Кинбурнской косе нет таможни. Это Херсонская область. Ехать к ней без пересадок. Налицо экономия времени и денег. Ещё один плюс - малолюдные, заповедные места, отсутствие курортов и промышленности. Июнь, Троица, почти по-эстонски "заболоченная" карта - повод позаботиться о защите от комаров и найти правильные очки. Это будет, возможно, один из самых технически сложных и интересных маршрутов за всю историю наших совместных походов ;) Серёга, нужен подробный маршрут. Где карта, Билли?

Дополнение



А вот ещё места, куда у нас была возможность попасть, но мы или не успевали туда, или не знали о них (откорректированные для удобочитаемости цитаты):

Мыс Панагия - здесь был расположен христианский храм, рухнувший в море. Скалы в море у мыса Панагия, где виден процесс наступления моря на сушу. Когда-то, примерно 2000 лет назад, между мысами Панагия и Тузла стоял город, ныне поглощенный морем.

В обрыве берега на высоте около десяти метров над уровнем моря можно увидеть самый нижний лежащий на материке культурный слой, принадлежащий Гермонассе, «расположенной» сейчас почти посередине нынешнего керченского пролива.

Самый крупный из 30 грязевых псевдовулканов - действующий вулкан Карабетова, сопка в 4 км восточнее станицы Тамань. Извержения сопочной грязи здесь происходят постоянно, а катастрофические повторяются каждые 15-20 лет. Сопочная грязь является эффективным лечебным средством в курортной медицине.

Уникальный Сад Яхно - зеленый оазис вблизи Соленого озера, на берегу лимана Цокур. Склоны гор, прилегающих к урочищу Яхно, покрыты редким теперь ковылем.

На окраине станицы Тамань есть интересный источник - "Турецкий фонтан".

В отчёте использованы материалы следующих сайтов:

P.S. А вот, что заинтересовало невероятно! Как бы куда-нибудь туда съездить, посмотреть!

P.S.2 Если увидите на полной карте маршрута возле обозначенных развалин надпись «др.укр», то знайте, что это «древние укрепления» а не «древние Укры» :D
©2005 Slinger; фотосы и карта ©2005 Гриша Шакин.
Комментарии
Уже в который раз читаю и ржать не перестаю! Классно!
Добавьте обсуждение на ХарьковТурист.
Прочитал первую страницу и думаю: читать дальше или все-таки не стоит?
Лимон ты вообще чем по жизни занимаешься? Тебе книги писать надо!!!
Прочитал 4-ю страницу и понял, что это не Лимон _smile
Но все-равно классно!
Класно описано! Погружаешься сначала в философию, введение на 5 баллов, а потом... как будто прокатился..... Нехватает реалити-участия.
Позволю себе не согласиться, автор мастдай, и его философия ущербна. Для того, чтобы получать удовольствие от процесса, необходимо разбираться в тонкостях происходящего. Только настоящий ценитель сможет отличить хороший чай от плохого, и получить удовольствие от хорошего (внешний вид сухой заварки, её запах, цвет настоя, аромат, вкус, цвет разваренного листа, наркотический эффект). Угостите хорошим вином любителя люботинской водки или пригласите на балет слесаря, они не оценят. Не потому, что не способны в принципе (хотя, это и не исключено), а потому, что не знают, на что обратить внимание. Только человек, умеющий "на автомате" разбирать целое на составляющие, сможет оценить и прочувствовать всё целиком. Пусть автор не обижается, но чувствование прекрасного - это всегда подсознательное разбирание на части, имхо.
Лимон, куда ж ты пропал со своими суперскими идеями, маршрутами и покатушками.. вот Тамань.. Арабатки...Кременчуцкие дамбы... Диканька(около Полтавы..), целая гора покатушек по харьковской  и соседним областям..это тока то что навскидку вспомнилось... Лимон, возвращайся!
Дык я-то всё время тута, просто желающих погонять синих писюнов становицо всё меньше, а чиста спамить как-то не охота.. Завтра в верховья Оскола еду, на носу ещё Тендровская коса и Ягорлыцкий кут, кроме того Ак-Кая -- Караби -- Рыбачье тоже нихто не отменял _wink
тррр-тррр-тррр
Вход
Логин

Пароль

Запомнить меня



[Регистрация] [Склероз]
Надписи на заборе
Чтобы писать на заборе, необходимо залогиниться.
Цікаво про вино
youtu.be
О, по пути можно к Гоголю gogol-museum.org
Там есть колодец, но уже лет 10 не працуе:
 
Базовый лагерь примерно в этом районе
 
Точные координаты светить в открытом доступе по понятным причинам не стоит, но в октябре было так:
 

 
Плюсы:
 
* очень харизматичное место, приятный лес для прогулок;
 
* почти никогда нет людей, но много оленей и есть бобры;
 
* дрова не безлимитные, но в достатке;
 
* до магазина на Джебеле < 10 минут (в Байраке, это к югу), я и пешком ходил.
 
Минусы:
 
* на месте нет питьевой воды.
 
Особенности:
 
* как видно на карте, лес — круглый, и к месту базы ведут десятки дорог. Есть и для Трансляпов, есть и для Жигулей, но их нужно знать (я могу по карте показать, но пальцем);
 
* в этом году лесорубы как с цепи сорвались — и сам лес радикально уменьшается, и песчаные дороги Зилами расхерачили, так что место, похоже, умирает.
Невпупительное место бурлука - раскрой тему.  В обмен даю фотки: photos.google.com
Спосибо alc
С днем рождения тебя, дядько! Радости, добра и всяческих путешествий и приключений!
Печорский тракт этого года:
 
www.youtube.com
 
В роли мотоциклистов (со второй серии) — Бобас и Теплякова.
Хозяйке на заметку: Голубая Кота сейчас сидит на невпупительном месте базового лагеря какого-нибудь Бурлук-рецда.
Концепция изменилась: в троянде закрылась летняя площадка, поэтому едем в Злобную Грету, ул. Костомаровская, 4.
Господа Жасминовцы, а как насчёт того, чтобы завтра (в среду) собраться в Троянде?
 
Не то, чтобы она была чем-то ауральная, просто имеет те же технические характеристики, что и Жасмин alc
Ога, мы уже три парома нашли _wink
 
Мезин на росії називають Мєзєнь _wink
Я бы хотел. Но у меня нет джебеля и ездить на нем достаточно хорошо не умею( На ТА съездил бы на край Землb
Внезапно, как-то так получилось, что я хочу поехать на Мезень.
 
Примерно как мы с Сержем ездили.
 
Кто хочет/может, давайте обсудим.
 
Но мероприятие состоится при любой погоде _wink
Поздравляю бурлуков с праздничком! С 32 мая!  kan-kan
Приглашаю в гости. Пожарим чего нить на костре
В Золочеве шашель жарят, но в режиме наливайки — через окошко. Посидеть можно разве что на травке )
Да, первые выходные апреля.
 
Слушайте Дэна, а мы поможем.
Вы, наверное, будете смеяться, но в Барвенково появился отличный хостел bat