На мой взгляд, самый харизматичный самолётик Полтавского музея дальней авиации. Кроме всего прочего, интересен своим долгожительством — разрабатывался по приказу товарища Сталина, первый полёт — 1952 год, а бомбил Сирию совсем недавно по приказу товарища Путина.
В 1946 году в тогда ещё дружественных нам Американских штатах впервые взлетел B36 "Peacemaker", способный поднять 39 тонн боевой нагрузки, отнести её примерно на 6.5 тыс. км. и вернуться обратно — т.е. попадающий под определение "межконтинентальный".
В СССР на тот момент был только Ту-4, поболтиково содранная копия американского B29 "Superfortress" с боевым радиусом 3-4 тыс. км.
Опыт ксерокопирования B29 для КБ Туполева не прошёл зря — чему-то научились, и даже смогли смасштабировать исходный самолёт на Ту-85, который мог пролететь до 12000 км с 5-тонной загрузкой. Правда, очень медленно — крейсерская скорость около 400 км/ч. Просто потому, что никаких других двигателей, кроме
Зато тырили неплохо — в 1946 году поднялся в воздух МиГ-9 на трофейном реактивном двигателе BMW-003a, который разгонялся до 900 км/ч. Правда, всё та же технологическая отсталость не позволила качественно скопипастить баварский двигатель, а количество стыреных экземпляров было ограничено. Пришлось производство МиГ-9 закрыть всего через год после начала, а в 1948 начать серийную эксплуатацию МиГ-15 на базе легально купленных двигателей Rolls Royce.
Реактивные Миги сходу поучаствовали в Корейской войне (1950-53), где показали себя настолько эффективными против поршневых B29 за счёт двойного превосходства в скорости, что концепция нового стратегического бомбардировщика с поршневыми двигателями выглядела бы смешной (поэтому Ту-85 существовал всего в двух экземплярах).
Что же делать, как же быть? Ну... например, захватить персонал на заводах Юнкерса, окружить колючей проволокой и заставить работать на себя.
В 1946 году в 30 км от Куйбышева, в неких Бубенях-на-Волге появилось много колючей проволоки, а внутри — Оптыный завод №2, около 2500 человек штата, из которых 662 захваченных германских специалиста, из которых 325 — конструкторский состав. Задачей завода (и ОКБ в его составе) был реверс-инжениринг всех четырёх захваченных у Юнкерса перспективных авиационных двигателей — турбовинтовых 022 и 028, мотокомпрессорный реактивный 032, и турбо-реактивный 003c
За два года им удалось разобраться в двигателе Jumo-022 и в 1948 году завод приступил к изготовлению трёх опытных образцов под названием ТВ-022.
Параллельно, в 1950 году бригада перспективных проектов получает задание разработать проект турбовинтового двигателя удвоенной мощности для будущего стратегического бомбардировщика. Руководил бригадой д-р Йозеф Фогтс, термодинамические расчёты — д-р Хельмут Гайнрих, аэродинамика и воздушные винты с реверсом — д-р Макс Лоренц, ну и основной компоновщик двигателей Юнкерса Отто Гассенмайер тоже был здесь. Исконно русские учёные
В конце 1953 г. ТВ-12 успешно прошёл стендовые испытания — обеспечил потребную мощность 12000 л.с. и высокий ресурc. Пленные немецкие специалисты были отпущены домой, а последующие испытания и доводку ТВ-12 производили уже наши учёные под руководством Кузнецова.
Осталось только переименовать ТВ-12 в НК-12 (Генеральный конструктор — Н.Кузнецов), и отправить его в серию для Ту-95
Этот двигатель вроде бы до сих пор числится самым мощным турбовинтовым авиационным двигателем в мире. Просто никто больше не проектировал машины такой грузоподъёмности с винтовыми двигателями — взлетевший в том же, что и Ту-95 1952 году B52 "Stratofortress" был уже реактивным
Весьма недурственная мощность двигателя, приложенная к двум противоположно вращающимся винтам диаметром 5.6 метра создают такой адовый шум, что летящий Ту-95 засекают акустические локаторы подводных лодок..
А вот кормовая кабина с 23-мм пушками (стреляет инфракрасными или противорадиолокационными ловушками):
Точнее, самой кабины не очень видно, она между стволами и радиопрозрачным колпаком сверху. В модификации МС внутри только одно рабочее место (командир огневой установки), но в РЦ (морской разведчик-целеуказатель) там ещё вторым этажом помещался оператор радиоразведки.
В каких-то (ранних?) модификациях из задней кабины можно было попасть в переднюю через тоннель с тележкой (естественно, с разгерметизацией кабин), в МС такой возможности нет. А ещё в задней кабине нет туалета. Для пописать каждый член экипажа укомплектовывался литровой ёмкостью вроде термоса, а для покакать — один горшок с крышкой на кабину. Это мы о задней говорим, в передней оборудование более человеколюбиво:
Кабина Ту-95 довольно просторна (по меркам кабин), по сравнению с Ту-160 здесь можно вечеринки устраивать:
Роликовая доска внизу — это путь спасения экипажа. В случае аварии все пятеро (или шестеро) должны по очереди лечь на этот транспортёр, который провезёт их под шкаф, где на фотке сидит юная леди, и выбросит в атмосферу через отверстие в нише носовой стойки шасси:
Если, конечно, шасси выйдет..
Рабочее место командира — я думал, внешняя обзорность у них получше, а тут прямо щель какая-то.
У бортинженера ручек побольше. Судя по количеству и разнообразию органов управления, когда пилот жмёт на газ — это просто у инженера загорается лампочка, а газу даёт уже он вот этими ручками:
К штурману вообще лучше не подходить — он от всех отвернулся, отгородился дырой в полу, и пытается разобраться, нахрена столько лампочек и кнопочек вместо одного экрана GPS:
Рабочее место радист
Интересно, а у космонавтов сейчас тоже есть ключ Морзе? Backup channel:
Слова "джойстик" тогда ещё не было, так что перед вами — кнюпель:
Рабочее место оператора вооружений. Фрагмент. Контур самолёта, мне кажется, намекает, что этот девайс из сравнительно недавнего апгрейда?
Типичный полёт Ту-95 продолжался около 16 часов, так что лучше с хот-догами:
Кухня целиком:
Кого именно следует здесь рубить, мы не поняли, но что-то подсказывает, что это не в кухонном смысле
Сейчас сложно сказать, действительно ли Ту-95 оказался столь удачным, или так долго не могли создать ничего получше, но этот самолёт в воздухе уже более 60 лет (конечно, с кучей апгрейдов и модификаций). Пассажирский Ту-114 — это тоже клон Ту-95.
Всего было построено около 500 таких самолётов, из них 31 потеряны в авариях и катастрофах. Ещё 24 самолёта были добровольно уничтожены Украиной в порядке выполнения Договора СНВ-1, и ещё 2 были украдены с Николаевского авиаремонтного завода и, вероятно, проданы на органы.
Вот здесь очень много про "наши" двигатели))