Ту-95

 
На мой взгляд, самый харизматичный самолётик Полтавского музея дальней авиации. Кроме всего прочего, интересен своим долгожительством — разрабатывался по приказу товарища Сталина, первый полёт — 1952 год, а бомбил Сирию совсем недавно по приказу товарища Путина.
 

В 1946 году в тогда ещё дружественных нам Американских штатах впервые взлетел B36 "Peacemaker", способный поднять 39 тонн боевой нагрузки, отнести её примерно на 6.5 тыс. км. и вернуться обратно — т.е. попадающий под определение "межконтинентальный".
 
В СССР на тот момент был только Ту-4, поболтиково содранная копия американского B29 "Superfortress" с боевым радиусом 3-4 тыс. км.
 
С такой пипиской не берут в космонавты Партийное руководство почувствовало свою уязвимость, и в 1951 году Совет Министров издаёт постановление, требующее как можно быстрее разработать стратегический бомбардировщик, способный атаковать территорию нашего недавнего союзника и донора по ленд-лизу.
 

 
Опыт ксерокопирования B29 для КБ Туполева не прошёл зря — чему-то научились, и даже смогли смасштабировать исходный самолёт на Ту-85, который мог пролететь до 12000 км с 5-тонной загрузкой. Правда, очень медленно — крейсерская скорость около 400 км/ч. Просто потому, что никаких других двигателей, кроме паровых поршневых, тогда в стране делать не умели. Уровень технологий — палка и верёвка.
 
Зато тырили неплохо — в 1946 году поднялся в воздух МиГ-9 на трофейном реактивном двигателе BMW-003a, который разгонялся до 900 км/ч. Правда, всё та же технологическая отсталость не позволила качественно скопипастить баварский двигатель, а количество стыреных экземпляров было ограничено. Пришлось производство МиГ-9 закрыть всего через год после начала, а в 1948 начать серийную эксплуатацию МиГ-15 на базе легально купленных двигателей Rolls Royce.
 
Реактивные Миги сходу поучаствовали в Корейской войне (1950-53), где показали себя настолько эффективными против поршневых B29 за счёт двойного превосходства в скорости, что концепция нового стратегического бомбардировщика с поршневыми двигателями выглядела бы смешной (поэтому Ту-85 существовал всего в двух экземплярах).
 
Что же делать, как же быть? Ну... например, захватить персонал на заводах Юнкерса, окружить колючей проволокой и заставить работать на себя.
 
В 1946 году в 30 км от Куйбышева, в неких Бубенях-на-Волге появилось много колючей проволоки, а внутри — Оптыный завод №2, около 2500 человек штата, из которых 662 захваченных германских специалиста, из которых 325 — конструкторский состав. Задачей завода (и ОКБ в его составе) был реверс-инжениринг всех четырёх захваченных у Юнкерса перспективных авиационных двигателей — турбовинтовых 022 и 028, мотокомпрессорный реактивный 032, и турбо-реактивный 003c
 
За два года им удалось разобраться в двигателе Jumo-022 и в 1948 году завод приступил к изготовлению трёх опытных образцов под названием ТВ-022.
 
Параллельно, в 1950 году бригада перспективных проектов получает задание разработать проект турбовинтового двигателя удвоенной мощности для будущего стратегического бомбардировщика. Руководил бригадой д-р Йозеф Фогтс, термодинамические расчёты — д-р Хельмут Гайнрих, аэродинамика и воздушные винты с реверсом — д-р Макс Лоренц, ну и основной компоновщик двигателей Юнкерса Отто Гассенмайер тоже был здесь. Исконно русские учёные _wink
 
В конце 1953 г. ТВ-12 успешно прошёл стендовые испытания — обеспечил потребную мощность 12000 л.с. и высокий ресурc. Пленные немецкие специалисты были отпущены домой, а последующие испытания и доводку ТВ-12 производили уже наши учёные под руководством Кузнецова.
 
Осталось только переименовать ТВ-12 в НК-12 (Генеральный конструктор — Н.Кузнецов), и отправить его в серию для Ту-95 _smile
 

 
Этот двигатель вроде бы до сих пор числится самым мощным турбовинтовым авиационным двигателем в мире. Просто никто больше не проектировал машины такой грузоподъёмности с винтовыми двигателями — взлетевший в том же, что и Ту-95 1952 году B52 "Stratofortress" был уже реактивным _wink
 

 
Весьма недурственная мощность двигателя, приложенная к двум противоположно вращающимся винтам диаметром 5.6 метра создают такой адовый шум, что летящий Ту-95 засекают акустические локаторы подводных лодок..
 
А вот кормовая кабина с 23-мм пушками (стреляет инфракрасными или противорадиолокационными ловушками):
 

 
Точнее, самой кабины не очень видно, она между стволами и радиопрозрачным колпаком сверху. В модификации МС внутри только одно рабочее место (командир огневой установки), но в РЦ (морской разведчик-целеуказатель) там ещё вторым этажом помещался оператор радиоразведки.
 
В каких-то (ранних?) модификациях из задней кабины можно было попасть в переднюю через тоннель с тележкой (естественно, с разгерметизацией кабин), в МС такой возможности нет. А ещё в задней кабине нет туалета. Для пописать каждый член экипажа укомплектовывался литровой ёмкостью вроде термоса, а для покакать — один горшок с крышкой на кабину. Это мы о задней говорим, в передней оборудование более человеколюбиво:
 

 
Кабина Ту-95 довольно просторна (по меркам кабин), по сравнению с Ту-160 здесь можно вечеринки устраивать:
 

 
Роликовая доска внизу — это путь спасения экипажа. В случае аварии все пятеро (или шестеро) должны по очереди лечь на этот транспортёр, который провезёт их под шкаф, где на фотке сидит юная леди, и выбросит в атмосферу через отверстие в нише носовой стойки шасси:
 

 
Если, конечно, шасси выйдет..
 
Рабочее место командира — я думал, внешняя обзорность у них получше, а тут прямо щель какая-то.
 

 
У бортинженера ручек побольше. Судя по количеству и разнообразию органов управления, когда пилот жмёт на газ — это просто у инженера загорается лампочка, а газу даёт уже он вот этими ручками:
 

 
К штурману вообще лучше не подходить — он от всех отвернулся, отгородился дырой в полу, и пытается разобраться, нахрена столько лампочек и кнопочек вместо одного экрана GPS:
 

 
Рабочее место радистки Кэта:
 

 
Интересно, а у космонавтов сейчас тоже есть ключ Морзе? Backup channel:
 

 
Слова "джойстик" тогда ещё не было, так что перед вами — кнюпель:
 

 
Рабочее место оператора вооружений. Фрагмент. Контур самолёта, мне кажется, намекает, что этот девайс из сравнительно недавнего апгрейда?
 

 
Типичный полёт Ту-95 продолжался около 16 часов, так что лучше с хот-догами:
 

 
Кухня целиком:
 

 
Кого именно следует здесь рубить, мы не поняли, но что-то подсказывает, что это не в кухонном смысле _wink
 

 
Сейчас сложно сказать, действительно ли Ту-95 оказался столь удачным, или так долго не могли создать ничего получше, но этот самолёт в воздухе уже более 60 лет (конечно, с кучей апгрейдов и модификаций). Пассажирский Ту-114 — это тоже клон Ту-95.
 
Всего было построено около 500 таких самолётов, из них 31 потеряны в авариях и катастрофах. Ещё 24 самолёта были добровольно уничтожены Украиной в порядке выполнения Договора СНВ-1, и ещё 2 были украдены с Николаевского авиаремонтного завода и, вероятно, проданы на органы.
 

 

Комментарии
www.ab-engine.ru
Вот здесь очень много про "наши" двигатели))
тррр-тррр-тррр
Вход
Логин

Пароль

Запомнить меня



[Регистрация] [Склероз]
Надписи на заборе
Чтобы писать на заборе, необходимо залогиниться.
В лесу попадаются грибы и ягоды. Но местные жители собрали все до нас. И ещё говорят, что этот год неурожайный.
О. За Карпаты! alc
Гук Женецкий, сумерки, полно народу.
В гостевом доме в Ворохте замки у нас предусмотрены )) Карпатское красное продегустировать заглянули на пару дней.
Для неугомонных нафигацией рекомендуется чтиво: doro.poltava.ua
Сам удивляюсь — по всей Грузии машины редко закрывают, многие с открытыми окнами стоят..
Удивительно, ведь Кутаиси большой город. Неужели так все спокойно? Люди другие совсем.
Что интересно: в Грузии и Абхазии война какбэ была одна и та же, но у нас в Кутаиси даже замка в гостевом доме не предусмотрено.
В Абхазии, после войны  надолго бандитизм закрепился в головах безработных абхазов.
Новости из Ачандары:
 
tass.ru

 
Так рождается Ингури. Низовье ледника Шхары..
С праздничками Вас!  Будьте бдительны и осторожны! informator.dp.ua
С тяпницей вас!
 
Тем, кто знает село Жабеши и имя Афган: после ночного ливня сегодня дорога к его дому выглядит так:
 
Новая Африка в Свнетии:
 
А у нас в окне сегодня Лайла:
 
Портрет девочки с аджарским хачапури.
Неизв. художник, начало XXI века.
 
Тбилиси сегодня. Такой разный..
 

 
"На Кавказе есть гора, самая високая,
а под ей течёт Кура, самая широкая"
 

 
Мцхета, слияние Куры и Арагви.