![]() | В минувшие выходные благодаря помощи клуба мне представилась возможность проехать около 500 км на Хонде ЦРМ-250, весьма озорном двухтактном эндурике, практически по всем разновидностям дорог и направлений, сконструированных Архитектором в нашей местности. Тест-драйв вышел довольно всеобъемлющим, и теперь я понимаю, почему на Джебел-клубе появился кружок любителей Црм-ки ![]() |
Прежде всего, Црм выглядит меньше по размерам, и ощущается легче Джебела, хотя цифры этого не подтверждают: 114 кг у Црм против 116 сухой массы Джебела, колёсная база 1445 мм у Црм, у Джебела на 5 мм больше.
Определённо, у Црм ниже центр тяжести и высота по седлу (в сравнении с моим Джебелом, т.к. тут возможны варианты). Сажусь я на неё совершенно спокойно «перекидыванием ноги», а не «со стремени», как на более рослых коней.
Сажусь, и.. кикаю, правильно

У Црм нет ни стартера, ни вообще аккумулятора — минус вес, плюс надёжность, плюс-плюс здоровье

Утром холодный мот нужно несколько раз кикнуть довольно энергично, тёплый же он заводится одним ленивым движением, что достаточно легко исполняется даже в умеренной грязи. В раскисшей заглиненой колее на подъём мне глохнуть не случалось

Что там дальше? Сцепление, передача, и поехали — кажется так. Рабочий ход сцепления мне показался немного меньше, чем у Джебела, то есть модуляция на ручке требуется более точная. Вполне возможно, это из области регулировок.
А вот КПП — это даааа, это две большие разницы. Не то, чтобы одна лучше, другая хуже, но очень отличаются. У Джебела явственно чувствуешь, что переключение передач происходит механически — то есть наступать или дёргать за лапку переключения нужно уверенно и бескомпромиссно. На Црм кажется, что передачи переключает сервопривод, а лапка — это лишь электрическая кнопка управления этим приводом. Малый ход, малое усилие, по-началу совершенно непонятно, включилось ли там что-нибудь. Нейтраль первое время поймать сложно по той же причине — лапку нужно едва-едва пнуть, что после Джебела совершенно невыносимо

Ну что же, дошли до мотора.
До сих пор я свято верил, что у двухтактников низов не бывает.. Возможно, у «чистых» кроссачей так оно и есть, но Црм трогается с холостых, и позволяет ползти на первой передаче по джунглям. Если об этом подзабыть, и трогаться с положенным для 2Т газом, это может закончиться въезжанием на заднем колесе на крышу стоящего впереди автомобиля

40 л.с. — это как у DRZ-400, или на 30% больше, чем у Джебела, и эти лошади весьма ощутимы не только своим числом, но и мгновенной реакцией на открытие газа. Очень помогает перепрыгивать внезапно появившиеся под передним колесом брёвна ))
Я не замечал за собой склонности к ацким отжигам, но этот мотоцикл откровенно провоцирует.
Ехать на нём в городском потоке на ровном газе — сплошное насилие над организмом. Црм-ка должна или разгоняться, или тормозить, но никак не висеть в кильватере рейсового автобуса. Настоящая её жизнь начинается там, где заканчивается город.
Динамика этого мотоцикла такова, что даже на совсем коротком прямом участке целесообразно навалить газку, и вытормозить перед поворотом. Низкий центр тяжести и какие-то ещё углы-проценты позволяют входить в поворот значительно острее, чем я себе позволяю на Джебеле. На выходе Црм-ка выпрямляется газом столь же легко и непринуждённо. Ну, и ещё данный экземпляр обут в хорошую и свежую кроссовую резину

Подвеска ощутимо жёстче Джебела, и на лёгкой гребёнке сидалищный нерв чувствует много больше прикосновений )) Зато на «американских горках»
в лесу можно дубасить весьма агрессивно, не опасаясь пробоя.
Отдельная тема — песок. По Изюмскому лесу я гонял и вдоль дорог, и поперёк, и змейкой перепрыгивал между колеями без малейшего стрёма. На бугристых песках Кицевки стало немного скучно: мотоцикл едет с любой скоростью и в любом направлении безо всякого участия с моей стороны. Чтобы почувствовать драйв, нужно или откровенно прыгать с дюн, или закладывать совсем уж лежачие повороты, на что моей кроссовой подготовки явно не хватает.
По трассе я выше 120 не езжу (вне зависимости от того, что позволяет мотоцикл), так что о максимальной скорости ничего не скажу. Но с крейсерских 100..110 Црм-ка сохраняет весьма бодрый подрыв, так что обгон фур превращается из стрёмного занятия в ненапряжное развлечение

Единственный конструктивный косяк, который я пока успел заметить — это расположение маслозаливной горловины, к которой невозможно подлезть стандартной литровой ёмкостью. Это совершенно неважно для 4-тактников, где масло меняется раз в 3—7 тысяч км, но Црм-ка то двухтактник, который питается маслом! Мануал рекомендует проверять/доливать каждые 250 км, и для этого хотелось бы иметь что-то поудобнее таскаемой с собой лейки с длинной трубкой или узкой поллитровой ПЭТ-бутылки ))
Да, о расходах. Литр масла у меня ушёл примерно за 450 км, расход бензина в активном режиме езды 5.5—6 л, что на литр-полтора больше, чем у Джебела в аналогичных условиях.
По итогам, Црм определённо интереснее Джебела для локальных продубасов, когда с собой не нужно возить больших баулов с палатками и недельным запасом картошки. Но в туристических поездках на много сотен или тысяч км ей сложно тягаться с 400-километровым запасом хода, головным светом, и габаритной вместимостью Джебела.
Каждому — своё

PS: Насколько я знаю, этот конкретный мотоцикл продаётся (её хозяин поапгрейдился до DRZ-400), так что заинтересованные товарищи могут связываться со мной, а дальше я познакомлю

08.04, 20:28
Вiтаю та обiймаю!