(Продолжение)
Все большие города одинаковы, и Котлас тоже одинаков. Для нас это был последний полноценный город на предстоящую неделю пути, и первая ночёвка, когда удалось просушить мотоботы
Но наиболее ярким воспоминанием от города явилась встреча господ концессионеров с Морошкой Архангельского завода, которая сопровождала нас отныне и до самого дома, согревая суровыми северными ночами
Водки я не пью, пивком неплохо утолять жажду после Олешковских песков или степей Заволжья, но этими двумя трендами ассортимент местных магазинов ограничивается чуть менее, чем полностью.. А в нямке всего 20 градусов, не слишком сладкая, и бодрюн от морошки в самом деле присутствует. Развалился на моховом ковре, ноги к камину придвинул, и этот Архангельский портвейн прихлёбываешь
Погрелись, и будет. Утром у нас несколько километров асфальта, и понтонный мост через Вычегду.
Мост ведомственный, проезд платный, на нас просто махнули рукой
Впереди — 200 км грейдера до Яренска. Дорога совсем новая (план сдачи в эксплуатацию датируют сентябрём 2012 года), Генштаб на неё даже не намекает, но Яндекс-карты показывают почти точно. На первых 100 км совсем мало поворотов, лесовозы тут валят явно с кирпичом на педали газа:
Пылевой хвост — аки у кометы, не видно ни одной зги, лучше заранее остановиться на обочине.
Старая дорога (по сёлам) остаётся несколько правее, и мы решили свернуть на хорошо оборудованном повороте:
В деревне был обнаружен ровно один жилой дом и немыслимое число комаров:
То есть, домов-то там было около десятка, но все остальные не имели видимых признаков обитаемости.
Центральная улица оказалась настолько.. эээ.. незатоптанной, что в траве легко можно потерять мотоцикл:
За сим идея ехать дальше по сёлам была признана нецелесообразной: дня два всё время на первой передача, непонятно что с мостами, плюс опасность разрыва шлема всё более распухающей от комаров мордой лица
Возвратившись на трассу, поболтали немного с водителем Газели, который вёз еду или что-то в этом роде бригаде дорожных рабочих, и всё никак не мог её найти — сотовой связи здесь, понятное дело, нет. Следующие 50 км мы приставали к каждому похожему на дорожника человеку с вопросом — а не ждёт ли он Газель?
В районе сёл Белопашино/Сойга грейдер возвращается к Вычегде и, вероятно, старой дороге, во всяком случае местность уже не выглядит столь дикой. Даже заправка есть
По этому случаю мы решили повторить поворот направо. В сравнении с прошлой попыткой различия налицо:
Вокруг всё ухоженное, опрятное, не в каждом городе такая игровая площадка есть:
Центральная улица, Серж фотографирует пацана с мороженкой:
Непростой путь нужно проделать мороженке, чтобы быть съеденной в Сойге..
Когда-то была переправа, но Вычегда обмелела, и паром стоит на запасном пути:
Ближайшая действующая переправа в Урдоме, мы как раз успели на выгрузку поглазеть:
На подъезде к Яренску вместе с появлением асфальта случилось забавное: мы въехали в населённый пункт, протяжённость которого позволяла одновременно прочитать знаки его начала и конца, где и были встречены радостно бегущим наперерез сотрудником ГИБДД. Игнорировать северное гостеприимство мы не могли, и остановились познакомиться.
С удивлением обнаружили, что сотрудник укомплектован не только форменной шапкой и полосатой палкой, но и чудо-девайсом, на котором запечатлён наш торжественный въезд с некоторым превышением скорости. Нужно сказать, что в путешествиях мы достаточно строго соблюдаем ПДД, а здесь просто физически не успели вытормозиться, потому и хохотали.
Нужно понимать, что Яренск — это село в тайге диаметром около 2 км и населением 3.5 тыс. человек, сюда только в прошлом году довели всесезонную дорогу! Но, тем не менее, оно оборудовано полнофункциональным гаишником с элементами противоракетной обороны в руках. Не уверен, что по местным дорогам вообще что-то может разогнаться выше 60 км/ч, кроме эндуры.. В сухой летний день
Узнав, откуда мы припёрлись, сотрудник нас отпустил с пожеланиями счастливого пути, но удивление от встречи сохраняется до сих пор ))
В Петровские времена Яренск относился к Сибирской губернии, и издавна приглянулся самодержцам, как место ссылки политических конкурентов. В 1920-50х годах красные сгоняли сюда спецпереселенцев вроде раскулаченных и т.п., в том числе и из Украины. Дороги нет (только зимник), еды нет, бараки сами построите.
Сейчас, если расположенные по Вычегде сёла и имеют некоторую «гражданскую составляющую», то чуть к северу единственной системо-образующей организацией является уголовно-исправительная. Иными словами, все населённые пункты являются либо бывшими, либо действующими зонами, поселениями расконвоированных заключенных, или местами обитания (скажем так) обслуживающего персонала.
Вот через эти замечательные места мы и собираемся выйти к Мезени в районе Усогорска.
Здесь нет дорог в обычном понимании этого слова. Единственная официальная «трасса» общего пользования Р28 «Кослан-Айкино» работает в режиме зимника, а летнее её состояние местные жители оценивают, как «для хорошо подготовленных квадров и гусеничной техники».
Альтернативой является квест по сети технологических бетонок, сооружённых работниками лесоповала для своих нужд. Эти дороги не ведут в какое-то определённое место, как правило это всего лишь магистрали от лагерей в районы лесоразработок. На действующих участках лес транспортируют хлыстовозами, за рулём — зеки, что придаёт мероприятию особенную атмосферу. Знающие товарищи настоятельно рекомендуют не останавливаться в этих местах без крайней надобности
Залились это мы бензином на единственной заправке Яренска, и в начале четвёртого, под накрапывающий дождик, сказали «пока-пока» асфальту..
Весело стало сразу же, буквально с первых метров. Дорога представляет собой старую деревянную тёсаную лежнёвку, перекрытую не слишком толстым слоем песка. После дождей песок перенасыщен водой, и плывёт прямо под ногами, ощущения — как в дикий гололёд.
Пару раз видели следы улетавших с дороги в тайгу автомобилей, сами отделались учащённым сердцебиением
Пожалуй, это был единственный участок за всё путешествие, где 4-колёсное транспортное средство (любое) имело преимущество перед двухколёсным ))
Поле Усть-Очеи спрыгнули на бетонки, и жизнь наладилась
По-началу маршрут проходит через давно брошенные лагеря — всюду покосившиеся вышки, бараки, остатки заборов с колючей проволокой.. Дорога — лёгкий триал, много бетонных плит вздыбилось или вообще отсутствует, мостики довольно условные, много торчащей арматуры..
Очередная смена бетонок приводит, видимо, в зону действующих работ — состояние дороги значительно лучше, мосты похожи на настоящие:
У одного из мостов встороне от дороги видели Ниву и четверых граждан довольно угрюмого вида, провожавших нас глазами. Фоткаться с ними не стали
От постоянных прыжков через дыры в плитах у Сержа насквозь протёрлась алюминиевая канистра, но акт самосожжения был предотвращён контрольным обнюхом.
Путь проходит мимо барака с высоченной антенной, упоминаемого во всех «путеводителях» — видимо, пост аварийной связи и/или ночлега для лесоповальщиков. При нас был обитаем. Встречаются и менее капитальные объекты вроде автобусного кузова, заботливо устланного фуфайками..
Уже после возвращения я узнал, что в этих местах (полигон «Вашка») роняют отработавшие ступени запускаемых с Плесецкого космодрома ракет, так что наверное не все виденные нами железяки имеют отношение к лесозаготовкам
А в октябре (т.е. через пару месяцев после описываемых событий) где-то здесь нашли ящик с 26 кг тротила, но нам он на глаза не попадался
Итого до Усогорска около 250 км..
На подъездах к Ёдве появляются небольшие группы грузовиков, немыслимым образом ухитряющиеся снабжать товарами народного потребления здешние посёлки. Ползут со скоростью пешехода, перед мостами останавливаются и всё проверяют.. Архи-жесть здесь работать дальнобойщиком..
Последние 40 км — в подарочной упаковке, в этой точке к бетонке дотянут всесезонный участок дороги, на нём можно даже о пятой передаче вспомнить
Итоговая схема проезда:
Соваться сюда без GPS-трека и/или детального описания маршрута с привязками к ориентирам я бы не советовал, каждый излом трека после Усть-Очеи — это перекрёсток бетонок, и правило «по главной» тут не работает.
К вечеру фара Джебела выглядела так:
Ну и на нас, понятное дело, был толстый-толстый слой шоколада
Дождь, вечер, грязь, хлюпающие ноги — всё это в совокупности рисовало нам образ Усогорска в зомби-апокалиптических тонах, поэтому маячить в посёлке вечером мы не стали, и устроили лагерь в паре километров от него на случайно обнаруженном ковре из ягеля:
Ничего подобного я в жизни не видел, в мозгу постоянно возникают ошибки — он на физическом уровне отказывается верить, что это не снег. Все действия совершаются, как на восхождении — ничего не уронить, всё пристраховать, что упало — то пропало. То есть, на самом деле никто никуда не пропадёт, но в голове что-то щёлкает, и оброненная кружка ловится у земли чудесами эквилибристики, чтобы не укатилась по склону.. которого нет
Утром солнце, сухо, тепло, но кожа сходит с ума, и посылает в мозг сигнал, что от «снега» веет морозом..
Но сюрпризы только начинались
Усогорск оказался милейшим чистым посёлочком с рациональной планировкой.
Господа концессионеры прекрасно отобедали в кафе, испили кофею, пополнили запасыпресной воды морошки, на рекламу распродажи ювелирных украшений не повелись
Вероятно, разгадка кроется в болгарских корнях посёлка: в 1967 году Советский Союз презентовал Болгарии часть территории Коми под «совместные лесоразработки для нужд НРБ», и в рамках этого проекта возникли три посёлка для болгарских рабочих — Усогорск, Благоево, и Междуреченск. После сворачивания эпохи болгаро-советской дружбы численность жителей сократилась в 2..3 раза, но в донбасский ужасный ужас посёлок не превратился.
Вот эти два юных джентльмена любезно согласились быть нашими гидами, и провели краткую обзорную экскурсию по местным достопримечательностям:
Предлагался тур на городской пляж с рыбалкой (Серж даже ознакомился с ассортиментом рыболовного оборудования в специализированном торговом центре), но благоразумие взяло верх. Хотя и не сразу
Нам определённо не хотелось уезжать из этого замечательного места, но ночевать в тайге, не доехав до следующей опорной точки, хотелось ещё меньше ))
В это сложно поверить, но на заправке был обнаружен действующий местный эндурист, порвавший все шаблоны:
Относительно теории зарождения эндуро в отдельном изолированном от цивилизации месте у нас были разные версии — от парашютно-десантной до гастрономической в отношении заблудившегося путешественника, но дальнейшее знакомство показало наличие у пилота УАЗа-буханки, так что по крайней мере с этой стороны путешественникам ничего не угрожает
Очень полезной оказалась консультация относительно дальнейшего пути. Дело в том, что Мезень течёт довольно интересно: беря своё начало где-то на Тиманском кряже (водораздел Печорского и Двинского бассейнов), она вскоре вынуждена огибать 500-километровым почти-кольцом отроги этого самого кряжа, возвращаясь практически на исходную позицию. Усогорск расположился на южной окраине этой траектории, в месте впадения в Мезень реки Ус:
Отсюда можно ехать либо сразу по сёлам вдоль Мезени, либо по дороге в никуда — показана зелёненьким с подписью СИМ. Дома мы подготовили оба варианта продвижения, но решение собирались принимать по месту. То есть, вот прямо на этой заправке, разговаривая с коллегой в зелёном шлеме
С дорогой по сёлам в общем-то всё ясно, а что же такое этот самый СИМ?
Расшифровывается оно, как «Северо-восточная магистраль», только с болгарским акцентом — северо-истоковая, или что-то в этом роде. Более, чем 100-километровая бетонная прямая из Усогорска в Верхнемезенск — апофеоз советско-болгарской дружбы в отдельно взятой тайге. Строго говоря, СИМ оставляет Верхнемезенск в 7 километрах к востоку, и заканчивается вскоре ничем.
Четвёртый по счёту болгарский посёлок был закончен на величину, близкую к математическим 100%, но.. Страна-правопреемник СССР показала Болгариифаковый палец письмо о расторжении договора, и.. «больше в деревне никто не живёт» (с).
Консилиум постановил ехать сюдой.
Не думаю, что после ухода болгар 20 лет тому назад СИМ кто-то ремонтировал, но это однозначно лучшая из виденных нами дорог Коми:
Кроме охотников/браконьеров здесь давно никто не ездит, но посмотрите, в каком состоянии мосты:
Сравнить с мостами действующих дорог 21 века можно здесь:
Иногда встречаются своротки в адЪ.. Зимники? Куда?
На укреплениях мостов немало довольно свежих распечаток формата А4 — фото (разные) с подписью (схожей): «Ушёл в тайгу и не вернулся, может видел кто?»
Свернули с СИМа в Болгарию:
Интересно, что «Пикник на обочине» был написан примерно в эти годы, но всё же лет за пять до Верхнемезенска. Уже тогда авторы о чём-то догадывались..
— Сударыня, могу я Вас пригласить на пару па?
Свежие газеты.. Пожалуй, самые свежие из виденных в Коми:
Слева — предприятие общественного питания:
Метал-хантеров здесь быть не может (экономически нецелесообразно), видимо выгоняемые болгары со злости всё расхерачили:
Жилой дом. Розовый провод кагбэ намекает на попытки посмертного использования инфраструктуры, но подобных следов здесь не слишком много:
Холодная и горячая вода, плиточка, раковина.. Наверняка уже кто-то прикидывал, как именно расставить мебель именно в этой кухне, быть может и посудой уже обзавелись к переезду..
Герб Верхнемезенска — города, которого не было:
Кстати, заглавие сегодняшнего рассказа означает «Процветай, моя Удора!»
Дорога из города к мосту через Мезень, найдёте мотоциклиста?
Ну и сама река.. Ололо, байдарочники!
А нам пора возвращаться на СИМ и пробиваться в сторону Пыссы, но это уже другая история.
Далi буде!
Все большие города одинаковы, и Котлас тоже одинаков. Для нас это был последний полноценный город на предстоящую неделю пути, и первая ночёвка, когда удалось просушить мотоботы


Но наиболее ярким воспоминанием от города явилась встреча господ концессионеров с Морошкой Архангельского завода, которая сопровождала нас отныне и до самого дома, согревая суровыми северными ночами

Водки я не пью, пивком неплохо утолять жажду после Олешковских песков или степей Заволжья, но этими двумя трендами ассортимент местных магазинов ограничивается чуть менее, чем полностью.. А в нямке всего 20 градусов, не слишком сладкая, и бодрюн от морошки в самом деле присутствует. Развалился на моховом ковре, ноги к камину придвинул, и этот Архангельский портвейн прихлёбываешь

Погрелись, и будет. Утром у нас несколько километров асфальта, и понтонный мост через Вычегду.
Мост ведомственный, проезд платный, на нас просто махнули рукой

Впереди — 200 км грейдера до Яренска. Дорога совсем новая (план сдачи в эксплуатацию датируют сентябрём 2012 года), Генштаб на неё даже не намекает, но Яндекс-карты показывают почти точно. На первых 100 км совсем мало поворотов, лесовозы тут валят явно с кирпичом на педали газа:
Пылевой хвост — аки у кометы, не видно ни одной зги, лучше заранее остановиться на обочине.
Старая дорога (по сёлам) остаётся несколько правее, и мы решили свернуть на хорошо оборудованном повороте:
В деревне был обнаружен ровно один жилой дом и немыслимое число комаров:
То есть, домов-то там было около десятка, но все остальные не имели видимых признаков обитаемости.
Центральная улица оказалась настолько.. эээ.. незатоптанной, что в траве легко можно потерять мотоцикл:
За сим идея ехать дальше по сёлам была признана нецелесообразной: дня два всё время на первой передача, непонятно что с мостами, плюс опасность разрыва шлема всё более распухающей от комаров мордой лица

Возвратившись на трассу, поболтали немного с водителем Газели, который вёз еду или что-то в этом роде бригаде дорожных рабочих, и всё никак не мог её найти — сотовой связи здесь, понятное дело, нет. Следующие 50 км мы приставали к каждому похожему на дорожника человеку с вопросом — а не ждёт ли он Газель?

В районе сёл Белопашино/Сойга грейдер возвращается к Вычегде и, вероятно, старой дороге, во всяком случае местность уже не выглядит столь дикой. Даже заправка есть

Вокруг всё ухоженное, опрятное, не в каждом городе такая игровая площадка есть:
Центральная улица, Серж фотографирует пацана с мороженкой:
Непростой путь нужно проделать мороженке, чтобы быть съеденной в Сойге..
Когда-то была переправа, но Вычегда обмелела, и паром стоит на запасном пути:
Ближайшая действующая переправа в Урдоме, мы как раз успели на выгрузку поглазеть:
На подъезде к Яренску вместе с появлением асфальта случилось забавное: мы въехали в населённый пункт, протяжённость которого позволяла одновременно прочитать знаки его начала и конца, где и были встречены радостно бегущим наперерез сотрудником ГИБДД. Игнорировать северное гостеприимство мы не могли, и остановились познакомиться.
С удивлением обнаружили, что сотрудник укомплектован не только форменной шапкой и полосатой палкой, но и чудо-девайсом, на котором запечатлён наш торжественный въезд с некоторым превышением скорости. Нужно сказать, что в путешествиях мы достаточно строго соблюдаем ПДД, а здесь просто физически не успели вытормозиться, потому и хохотали.
Нужно понимать, что Яренск — это село в тайге диаметром около 2 км и населением 3.5 тыс. человек, сюда только в прошлом году довели всесезонную дорогу! Но, тем не менее, оно оборудовано полнофункциональным гаишником с элементами противоракетной обороны в руках. Не уверен, что по местным дорогам вообще что-то может разогнаться выше 60 км/ч, кроме эндуры.. В сухой летний день

Узнав, откуда мы припёрлись, сотрудник нас отпустил с пожеланиями счастливого пути, но удивление от встречи сохраняется до сих пор ))
В Петровские времена Яренск относился к Сибирской губернии, и издавна приглянулся самодержцам, как место ссылки политических конкурентов. В 1920-50х годах красные сгоняли сюда спецпереселенцев вроде раскулаченных и т.п., в том числе и из Украины. Дороги нет (только зимник), еды нет, бараки сами построите.
Установить, хотя бы приблизительно, количество умерших в пути их обоих этапов не представляется возможным. Из прибывших в Котлас 2680 человек до Яренска дошло 880 и из направленных далее из Яренска до Усть-Выми 724 человек к месту назначения прибыли примерно 400. Такие вот итоги мартовских этапов.
Лев Шейнин, «Записки следователя».
Сейчас, если расположенные по Вычегде сёла и имеют некоторую «гражданскую составляющую», то чуть к северу единственной системо-образующей организацией является уголовно-исправительная. Иными словами, все населённые пункты являются либо бывшими, либо действующими зонами, поселениями расконвоированных заключенных, или местами обитания (скажем так) обслуживающего персонала.
Вот через эти замечательные места мы и собираемся выйти к Мезени в районе Усогорска.
Здесь нет дорог в обычном понимании этого слова. Единственная официальная «трасса» общего пользования Р28 «Кослан-Айкино» работает в режиме зимника, а летнее её состояние местные жители оценивают, как «для хорошо подготовленных квадров и гусеничной техники».
Альтернативой является квест по сети технологических бетонок, сооружённых работниками лесоповала для своих нужд. Эти дороги не ведут в какое-то определённое место, как правило это всего лишь магистрали от лагерей в районы лесоразработок. На действующих участках лес транспортируют хлыстовозами, за рулём — зеки, что придаёт мероприятию особенную атмосферу. Знающие товарищи настоятельно рекомендуют не останавливаться в этих местах без крайней надобности

Залились это мы бензином на единственной заправке Яренска, и в начале четвёртого, под накрапывающий дождик, сказали «пока-пока» асфальту..
Весело стало сразу же, буквально с первых метров. Дорога представляет собой старую деревянную тёсаную лежнёвку, перекрытую не слишком толстым слоем песка. После дождей песок перенасыщен водой, и плывёт прямо под ногами, ощущения — как в дикий гололёд.
Пару раз видели следы улетавших с дороги в тайгу автомобилей, сами отделались учащённым сердцебиением

Поле Усть-Очеи спрыгнули на бетонки, и жизнь наладилась

Очередная смена бетонок приводит, видимо, в зону действующих работ — состояние дороги значительно лучше, мосты похожи на настоящие:
У одного из мостов встороне от дороги видели Ниву и четверых граждан довольно угрюмого вида, провожавших нас глазами. Фоткаться с ними не стали

От постоянных прыжков через дыры в плитах у Сержа насквозь протёрлась алюминиевая канистра, но акт самосожжения был предотвращён контрольным обнюхом.
Путь проходит мимо барака с высоченной антенной, упоминаемого во всех «путеводителях» — видимо, пост аварийной связи и/или ночлега для лесоповальщиков. При нас был обитаем. Встречаются и менее капитальные объекты вроде автобусного кузова, заботливо устланного фуфайками..
Уже после возвращения я узнал, что в этих местах (полигон «Вашка») роняют отработавшие ступени запускаемых с Плесецкого космодрома ракет, так что наверное не все виденные нами железяки имеют отношение к лесозаготовкам

А в октябре (т.е. через пару месяцев после описываемых событий) где-то здесь нашли ящик с 26 кг тротила, но нам он на глаза не попадался

Итого до Усогорска около 250 км..
На подъездах к Ёдве появляются небольшие группы грузовиков, немыслимым образом ухитряющиеся снабжать товарами народного потребления здешние посёлки. Ползут со скоростью пешехода, перед мостами останавливаются и всё проверяют.. Архи-жесть здесь работать дальнобойщиком..
Последние 40 км — в подарочной упаковке, в этой точке к бетонке дотянут всесезонный участок дороги, на нём можно даже о пятой передаче вспомнить

Итоговая схема проезда:

Соваться сюда без GPS-трека и/или детального описания маршрута с привязками к ориентирам я бы не советовал, каждый излом трека после Усть-Очеи — это перекрёсток бетонок, и правило «по главной» тут не работает.
К вечеру фара Джебела выглядела так:
Ну и на нас, понятное дело, был толстый-толстый слой шоколада

Дождь, вечер, грязь, хлюпающие ноги — всё это в совокупности рисовало нам образ Усогорска в зомби-апокалиптических тонах, поэтому маячить в посёлке вечером мы не стали, и устроили лагерь в паре километров от него на случайно обнаруженном ковре из ягеля:
Ничего подобного я в жизни не видел, в мозгу постоянно возникают ошибки — он на физическом уровне отказывается верить, что это не снег. Все действия совершаются, как на восхождении — ничего не уронить, всё пристраховать, что упало — то пропало. То есть, на самом деле никто никуда не пропадёт, но в голове что-то щёлкает, и оброненная кружка ловится у земли чудесами эквилибристики, чтобы не укатилась по склону.. которого нет

Утром солнце, сухо, тепло, но кожа сходит с ума, и посылает в мозг сигнал, что от «снега» веет морозом..
Но сюрпризы только начинались

Усогорск оказался милейшим чистым посёлочком с рациональной планировкой.
Господа концессионеры прекрасно отобедали в кафе, испили кофею, пополнили запасы

Вероятно, разгадка кроется в болгарских корнях посёлка: в 1967 году Советский Союз презентовал Болгарии часть территории Коми под «совместные лесоразработки для нужд НРБ», и в рамках этого проекта возникли три посёлка для болгарских рабочих — Усогорск, Благоево, и Междуреченск. После сворачивания эпохи болгаро-советской дружбы численность жителей сократилась в 2..3 раза, но в донбасский ужасный ужас посёлок не превратился.
Вот эти два юных джентльмена любезно согласились быть нашими гидами, и провели краткую обзорную экскурсию по местным достопримечательностям:
Предлагался тур на городской пляж с рыбалкой (Серж даже ознакомился с ассортиментом рыболовного оборудования в специализированном торговом центре), но благоразумие взяло верх. Хотя и не сразу

Нам определённо не хотелось уезжать из этого замечательного места, но ночевать в тайге, не доехав до следующей опорной точки, хотелось ещё меньше ))
В это сложно поверить, но на заправке был обнаружен действующий местный эндурист, порвавший все шаблоны:
Относительно теории зарождения эндуро в отдельном изолированном от цивилизации месте у нас были разные версии — от парашютно-десантной до гастрономической в отношении заблудившегося путешественника, но дальнейшее знакомство показало наличие у пилота УАЗа-буханки, так что по крайней мере с этой стороны путешественникам ничего не угрожает

Очень полезной оказалась консультация относительно дальнейшего пути. Дело в том, что Мезень течёт довольно интересно: беря своё начало где-то на Тиманском кряже (водораздел Печорского и Двинского бассейнов), она вскоре вынуждена огибать 500-километровым почти-кольцом отроги этого самого кряжа, возвращаясь практически на исходную позицию. Усогорск расположился на южной окраине этой траектории, в месте впадения в Мезень реки Ус:

Отсюда можно ехать либо сразу по сёлам вдоль Мезени, либо по дороге в никуда — показана зелёненьким с подписью СИМ. Дома мы подготовили оба варианта продвижения, но решение собирались принимать по месту. То есть, вот прямо на этой заправке, разговаривая с коллегой в зелёном шлеме

С дорогой по сёлам в общем-то всё ясно, а что же такое этот самый СИМ?
Расшифровывается оно, как «Северо-восточная магистраль», только с болгарским акцентом — северо-истоковая, или что-то в этом роде. Более, чем 100-километровая бетонная прямая из Усогорска в Верхнемезенск — апофеоз советско-болгарской дружбы в отдельно взятой тайге. Строго говоря, СИМ оставляет Верхнемезенск в 7 километрах к востоку, и заканчивается вскоре ничем.
Четвёртый по счёту болгарский посёлок был закончен на величину, близкую к математическим 100%, но.. Страна-правопреемник СССР показала Болгарии
Консилиум постановил ехать сюдой.
Не думаю, что после ухода болгар 20 лет тому назад СИМ кто-то ремонтировал, но это однозначно лучшая из виденных нами дорог Коми:
Кроме охотников/браконьеров здесь давно никто не ездит, но посмотрите, в каком состоянии мосты:
Сравнить с мостами действующих дорог 21 века можно здесь:
Иногда встречаются своротки в адЪ.. Зимники? Куда?
На укреплениях мостов немало довольно свежих распечаток формата А4 — фото (разные) с подписью (схожей): «Ушёл в тайгу и не вернулся, может видел кто?»
Свернули с СИМа в Болгарию:
Интересно, что «Пикник на обочине» был написан примерно в эти годы, но всё же лет за пять до Верхнемезенска. Уже тогда авторы о чём-то догадывались..
— Сударыня, могу я Вас пригласить на пару па?
Свежие газеты.. Пожалуй, самые свежие из виденных в Коми:
Слева — предприятие общественного питания:
Метал-хантеров здесь быть не может (экономически нецелесообразно), видимо выгоняемые болгары со злости всё расхерачили:
Жилой дом. Розовый провод кагбэ намекает на попытки посмертного использования инфраструктуры, но подобных следов здесь не слишком много:
Холодная и горячая вода, плиточка, раковина.. Наверняка уже кто-то прикидывал, как именно расставить мебель именно в этой кухне, быть может и посудой уже обзавелись к переезду..
Герб Верхнемезенска — города, которого не было:
Кстати, заглавие сегодняшнего рассказа означает «Процветай, моя Удора!»
Дорога из города к мосту через Мезень, найдёте мотоциклиста?
Ну и сама река.. Ололо, байдарочники!

А нам пора возвращаться на СИМ и пробиваться в сторону Пыссы, но это уже другая история.
Далi буде!
По тегам (меткам): после каждой записи есть список меток, кликаешь на нужную и получаешь список статей, к которым приклеена данная метка.
Все рассказики (включая ешё не написанные) о нашей июльской покатушке помечены тегом N13, прямая ссылка выглядит так:
http://openeye.org.ua/Blog/Index/tag/N13/